НАСЛЕДИЕ СВЕТА — Часть 4: 1881-1891 — 1880-е ГОДЫ. Божья вестница — растущая Церковь, новые вызовы

После смерти Джеймса Уайта в 1881 году Эллен Уайт переехала в Калифорнию. Чувствуя себя одинокой и подавленной и не способной много писать, она погрузилась в участие в сессиях Генеральной Конференции, выступления на лагерных собраниях, посещение церквей и участие в различных предприятиях Церкви. На востоке и Среднем Западе она проводила служение на лагерных собраниях в Вермонте, Мэне, Нью-Йорке, Небраске, Мичигане и Индиане. В Калифорнии она помогла учредить Хелдбургскую академию1. Хелдсбург также стал её постоянным местом жительства. Она купила дом «с полтора акрами земли, засеянными лучшими фруктами», и находила большое удовольствие, работая в саду и закатывая фрукты. К июлю 1882 года она закончила «Свидетельство № 31», где исследовалось адвентистское образование, обучение родителей, вопросы, связанные с молодёжью, и прочее2. Казалось, что постоянная занятость была одним из способов, помогающим ей пережить горе.

Пророческое вдохновение

В начале 1880-х годов прокатилась новая волна неприятия пророческого дара Эллен Уайт, в том числе и обвинения в «подавлении» (намеренное сокрытие) частей её ранних произведений. Проблемы возникли после решения переиздать её ранние видения и опыты в новой книге под названием «Ранние произведения» (1882). Эта книга печаталась с целью заглушить возрастающую критику ранних откровений Эллен Уайт. На некоторых же членов Церкви она произвела как раз обратное воздействие — по крайней мере, вначале3. Эллен Уайт воспользовалась возможностью указать на то, что библейское вдохновение является динамичным, а не вербальным или дословным.

Год спустя она также поддержала решение Генеральной Конференции пересмотреть и переиздать её «Свидетельства» в новом и современном четырёхтомном формате. «Там, где используются не лучшие речевые обороты, — писала она, — пусть всё исправят и стилистически и грамматически, как я полагаю, должно быть сделано везде без искажения смысла»4. Через несколько лет она отметила, что дело «не в словах Библии, которые вдохновенны, а в людях, которые вдохновлены»5.

Поездка за границу В период с 1885 по 1887 годы Эллен Уайт вместе со своим сыном Уильямом Уайтом, его семьёй и Сарой Макинтерфер, своей секретаршей, уехала в Европу в свою первую заграничную миссионерскую поездку. Они начали трансатлантическое путешествие 13 июля 1885 года и сначала остановились в Англии, где она посетила штаб-квартиру миссии в Гримсби, и побеседовала со многими адвентистскими церквями. Сестра Уайт приняла участие в нескольких публичных «евангельских» лекциях. Однажды в воскресенье вечером она выступала перед примерно 1000 человек в арендованном зале в Саутгэмптоне. Находясь под впечатлением от её вести, общественная пресса попросила её написать её для публикации, что она и сделала. Проведя две недели в Англии, она поехала в Швейцарию, как раз вовремя, чтобы встретиться с руководством Церкви в Европе на их Годичном совещании в сентябре 1885 года. Она обосновалась в Базеле и на протяжении следующих двух лет много ездила из Италии в Скандинавию, обеспечивая водительство, как руководству Церкви, так и её членам. В то же время она познакомилась с некоторыми проблемами, уникальными для европейского контекста, такими как служба в армии и соблюдение субботы, обязательное посещение школы адвентистскими детьми по субботам и другими административными вопросами, связанными с учреждением конференций для распространения адвентистской вести6.

Книга «Великая борьба» 1888 года издания

Уайт вернулась в Соединённые Штаты в 1887 году. Она пыталась закончить рукопись одной из своих самых значимых книг «Великая борьба» 1888 года издания7. Основываясь на своих видениях 1858 года, она уже писала на данную тему8. Однако, её решение написать современную и более полную версию возникло в результате посещения ею многих мест, связанных с Реформацией и историей христианства в Европе.

Расширенное издание стало одним из её наиболее знаменитых произведений. Вступление к книге также стало известным, как размышления о природе библейского вдохновения. Отчасти, это вступление было её ответом на новое противостояние в отношении её пророческого служения, вызванного Д. М. Канрайтом, служителем адвентистом седьмого дня и личным другом, который ушёл из адвентизма в 1887 году и стал одним из жёстких критиков служения Э. Уайт. Как и с предыдущими обвинениями в подавлении, сомнения Канрайта по поводу пророческого дара Эллен Уайт были основаны на «вербальной» точке зрения о вдохновении. Эллен Уайт (и адвентисты) вновь повторили своё понимание, что, несмотря на то, что Бог вдохновляет мысли Своих вестников, Он не диктует точные слова9.

Генеральная Конференция в Миннеаполисе

В 1888 году Эллен Уайт решала ещё одну богословскую проблему, которая достигла своего апогея на сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе. Старой гвардии движения Урии Смиту и Дж. И. Батлеру противостояли А. Т. Джоунс и И. Дж. Ваггонер, более молодые богословы из Калифорнии. Предметом разногласий были богословские вопросы, связанные с пророчествами Библии и традиционным толкованием.

Хотя Эллен Уайт и знала о разных богословских позициях, её сильно встревожили резкие чувства, которые проявляли друг к другу эти две группы до и во время конференции. В конце концов, она почти не говорила о своей богословской позиции (хотя она поддерживала акцент, сделанный Джоунсом и Ваггонером на праведности по вере), но обратилась к важности терпимости, понимания и проявления христоподобного отношения даже при богословских разногласиях.

«Моей целью на собрании, — писала она, — было представить Иисуса и Его любовь перед моими братьями, так как я увидела явное свидетельство того, что многие не имеют духа Христова»10. Поэтому неслучайно, что её самые христоцентричные книги, такие как «Путь ко Христу» (1892), «Нагорная проповедь Христа» (1896), «Желание веков» (1898) и «Наглядные уроки Христа» (1900) были написаны после Миннеаполиса. Эллен Уайт не воспринимала праведность по вере, как «новый свет». Скорее это была «старая», но забытая истина, которую нужно было вернуть в «сердце» вести третьего ангела.

Вскоре после Миннеаполиса Эллен Уайт вместе с А. Т. Джоунсом и И. Дж. Ваггонером начали кампанию по знакомству верующих адвентистов с вестью праведности по вере. Начиная с церкви в Баттл-Крике, Мичиган, они ездили по стране и выступали на собрании в церквях и на лагерных собраниях.

Конец 1880-х

1880-е годы завершились публикацией ещё двух важных произведений Эллен Уайт «Патриархи и пророки» (1890) и «Христианское воздержание и библейская гигиена» (1890), главная всеобъемлющая работа о здоровье и предшественник «Служения исцеления» (1905).

Несмотря на то, что 1880-е были трудными, Эллен Уайт продолжала неустанно трудиться. Переживание личного горя в связи с утратой мужа, решение различных проблем Церкви и поездки за границу в качестве миссионера только обогатили её опыт. Сейчас она была готова к новым вызовам, так как адвентистская деноминация приближалась к новому столетию. Но до этого она отправилась в ещё одну рискованную миссионерскую поездку — в Австралию.

Теодор Левтеров
директор филиала Центра наследия Эллен Уайт в Университете Лома Линда, Калифорния, Соединённые Штаты

(Статья из журнала «Адвентистский мир | Июль 2015»)


Примечания (содержимое сносок можно просматривать либо по клику на номер сноски либо во всплывающих сообщениях, для этого просто наведите курсор на номер сноски в тексте статьи):

1 См. Arthur White, Ellen White: Woman of Vision (Артур Уайт «Проницательная женщина») (Hagerstown, Md.: Review and Herald Pub. Assn., 2000), с. 215.

2 W. C. White, “Health of Sister White,” (У. К. Уайт «Здоровье сестры Уайт») Review and Herald, 26 сентября 1882 г., с. 616.

3 Более подробное обсуждение можно найти в Theodore N. Levterov, The Development of the Seventh-day Adventist Understanding of Ellen G. White’s Prophetic Gift, 1844-1889 (New York: Peter Lang Pub., 2015), сс. 143-146, 155.

4 Эллен Уайт, Избранные вести, том 3, с. 97.

5 Там же, том 1, с. 21.

6 Артур Уайт, сс. 225-244.

7 Эллен Уайт, Великая борьба между Христом и Сатаной во время христианства, (Oakland, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., 1888).

8 Например, версия книги 1884 года была издана издательствами как Ревью энд Геральд, так и Пасифик Пресс, и разошлась тысячами экземпляров. См. Э. Уайт The Spirit of Prophecy: The Great Controversy Between Christ and Satan From the Destruction of Jerusalem to the End of the Controversy (Дух пророчества: Великая борьба между Христом и сатаной от разрушения Иерусалима до конца борьбы (Oakland, Calif.: Pacific Press Pub. Assn., and Battle Creek, Mich.: Review and Herald Pub. Assn., 1884).

9 Эллен Уайт, Великая борьба, (1888), предисловие автора, сс. C-h.

10 Эллен Уайт, «Оглядываясь на Миннеаполис», рукопись 24, 1888. В серии «Рукописи Э. Уайт» (Silver Spring, Md.: Ellen G. White Estate, 1981-1993), том 12, с. 192.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *