НАСЛЕДИЕ СВЕТА — Часть 3: 1868-1881 — ГОДЫ ЛАГЕРНЫХ СОБРАНИЙ. Направляющее влияние вестницы Божьей

Эллен Уайт была признана Божьей вестницей Церкви адвентистов седьмого дня со дня её основания в начале 1860-х годов. Как жизнь этой вестницы повлияла на Церковь в годы её становления?

Временная неудача

На сессии Генеральной Конференции (ГК) в мае 1869 года, проводившейся в Баттл-Крике, Мичиган, собрание приняло решение «более тщательно изучать и применять на практике то, что написано в «Свидетельствах для Церкви»1. После этой сессии влияние Эллен Уайт неуклонно росло. Это руководящее влияние поддерживалось её многочисленными выступлениями перед общественностью и публикацией её статей, брошюр и книг церковными издательствами.

Но акцент руководства ГК на важности и значимости, приписываемых пророческому служению Эллен Уайт в Церкви, стало причиной временного движения назад. В начале 1871 года количество членов Церкви адвентистов седьмого дня уменьшилось на 12,8 процентов, главным образом, из-за сомнений по поводу пророческого водительства в её служении.

Однако вмешался Бог. В видении 30 апреля 1871 года Господь указал Эллен Уайт связь между Библией и свидетельствами. Рассказывая об этом впечатляющем видении, Эллен Уайт писала: «Господу угодно через эти свидетельства предостеречь вас, обличить, дать совет, дабы вы поняли важность истины, содержащейся в Его Слове. Письменные свидетельства предназначены не для того, чтобы дать новый свет, но наиболее ярко запечатлеть в сознании уже открытые вдохновенные истины»2. Её видение 10 декабря 1871 года, данное в Бордовилле, Вермонт, инициировало духовное возрождение и способствовало возрастанию доверия к её пророческому служению.

Влияние Эллен Уайт посредством ее публикаций продолжало возрастать по мере того, как Джеймс Уайт из-за проблем со здоровьем на сессии ГК в декабре 1871 года оставил пост президента ГК и передал его Г. И. Батлеру. Воспользовавшись возможностью расширить свое служение, а для Эллен больше писать, супруги Уайт отправились в Калифорнию.

«Направляющая рука» и возрождение 1873 года

Проживая в 1873 году в Калифорнии и Колорадо, Эллен опубликовала более 20 статей в издания «Ревью энд Геральд», «Реформатор здоровья» и «Наставник молодежи». Большинство из них фокусировались на жизни Христа3. К августу она опубликовала «Свидетельство № 23», в котором описала состояние Лаодикийской церкви. В приложении к этой брошюре был напечатан «горячий призыв» Джеймса Уайта, перечисляющий основные вопросы, над которыми должна была задуматься Церковь для разработки программы интенсивного расширения служения.

В ответ на данную публикацию Батлер созвал в 1873 году вторую сессию ГК. Ободренные «Направляющей рукой»,4 Джеймс и Эллен Уайт в ноябре уехали из Колорадо, чтобы побывать на сессии. В Баттл-Крике во время субботнего утреннего богослужения Эллен Уайт выступила с проникновенной проповедью об искушениях Христа. Она затронула сердца многих. Церковь пережила возрождение; и был дан старт важным инициативам, способствующим росту и развитию Церкви. Переживая физические и эмоциональные проблемы, Джеймс Уайт чувствовал, что должен оказывать большее влияние на работу Божьей вестницы. Эллен Уайт решила, что будет лучше, если они иногда будут работать независимо друг от друга, чтобы прославить Бога.5 Таким образом, летом 1874 года Эллен оставила Джеймса, который работал над первым номером «Знамений времени» в Калифорнии, и вернулась на восток, чтобы принять участие в ежегодных лагерных собраниях. Одной из её целей было собрать средства для развивающейся работы на Тихоокеанском побережье. Она достаточно в этом преуспела.

В августе 1874 года Джеймс вновь стал президентом ГК. Это дало Эллен ещё большую возможность влиять на стратегию Церкви для её успешного развития. Вот два примера: видение от 3 января 1875 года наметило некоторые основные стратегии для всемирной миссии Церкви (отправка миссионеров в другие страны и строительство издательств во многих странах); и видение в Риме, Нью-Йорк, от 12 сентября 1875 года показало Эллен Уайт служение книгонош, которое породило служение литературных евангелистов, одной из наиболее успешных всемирных миссионерских программ Церкви.

Период успеха

Супружеское волнение, пережитое в 1874 году, казалось, вернулось вновь. Эллен Уайт, находясь зимой 1876 года в Калифорнии, не поехала с Джеймсом на восток. Она была настроена закончить написание отложенного тома о жизни Христа. Однако позже Эллен всё-таки присоединилась к Джеймсу на востоке и посетила все 14 лагерных собраний, проведённых в том году. Собрания были успешными и влияние служения Эллен Уайт засияло ещё ярче. Самым выдающимся из них было собрание в Гроувлэнде (около Хаверхилла), Массачусетс, на котором присутствовало приблизительно 20 000 человек. В сообщении об этом конкретном собрании говорится, что: «из городов Лоуренс, Ньюбирпорт, Хаверхилл и т. д. ходили специальные поезда и в 9 часов утра аудитория была заполнена интеллигентными людьми… Поток людей из близлежащих городов всё же не прекращался и поезда прибывали, наполненные живым грузом… Сестра Уайт взошла на трибуну при полнейшей тишине всего этого множества людей и обратилась к ним со словом о христианском воздержании. Её оригинальная и понятная манера обсуждения данного вопроса вызвала высшую похвалу слушающих»6.

Влияние Эллен Уайт с каждым годом всё расширялось. В период с 1875 по 1878 годы она опубликовала более 250 статей в церковной периодике. Она даже организовала местную конференцию в Орегоне и принимала активное участие в организации конференции Техаса. В Техасе она познакомилась с 21-летним А. Г. Дэниэлсом, который позже стал президентом ГК, который занимал этот пост дольше всех (1901-1922).

Осенью 1878 года Эллен Уайт получила несколько видений, в том числе и видение о священном суде (23 октября); и ещё одно 23 ноября. Основные резолюции, принятые в том году сессией ГК, были откликом на эти видения.

Трудные времена

Но «упрёки» и «сдерживание», содержащиеся в вышеупомянутых видениях 1878 года, вызвали душевные переживания. Реакция членов была отрицательной. Некоторые влиятельные руководители ушли из Церкви. Некоторые обратились в прессу, чтобы выразить своё неудовольствие.

В результате в 1880 году Эллен Уайт послали в Калифорнию вместе с С. Н. Хаскеллом и У. К. Уайтом, чтобы разрешить кризис. Позже она сообщила: «Беспорядочное состояние дел здесь является удручающим»7. Она находилась в Калифорнии, когда написала Джеймсу резкое свидетельство относительно его ошибочного суждения и деспотического стиля управления.8 Она даже намекнула, что, возможно, настало время, когда Джеймс должен уйти в отставку.

В конце концов, на сессии ГК 1880 года Джеймс Уайт уступил пост президента Батлеру. В декабре супруги Уайт переехали в свой дом «престарелых», что в миле от Баттл-Крик, около озера Гогуак. Но шум в Баттл-Крике не утихал. Эллен писала: «Я не осмеливаюсь дать совет даже своим братьям. Это опасное время. Такого положения вещей, как сейчас, в Баттл-Крике никогда не было»9.

В начале шестого вечера в субботу 6 августа 1881 года Джеймс умер в санатории Баттл-Крик. На его похоронах 13 августа, в храме Дайм, Эллен, после почти 35 лет совместной жизни, сказала: «Я осталась одна, и всё же не одна, так как со мной будет мой Спаситель»10.

Эллен Уайт понимала, что останется Божьим «направляющим влиянием» для Церкви — в трудные времена и во времена успеха.

Реуэль Алмосера
директор филиала Центра наследия Эллен Уайт в Адвентистском международном университете последипломного образования на Филиппинах

(Статья из журнала «Адвентистский мир | Май 2015»)


Примечания (содержимое сносок можно просматривать либо по клику на номер сноски либо во всплывающих сообщениях, для этого просто наведите курсор на номер сноски в тексте статьи):

1 Эллен Уайт, Ревью энд Геральд, 25 мая 1869 г.

2 Эллен Уайт, Свидетельства для Церкви, том 2, с. 605; Содержание видения дано на стр. 604-606.

3 Все статьи Эллен Уайт в «Наставнике молодёжи» и большинство статей в «Ревью энд Геральд» (1872-1874) были посвящены жизни Христа.

4 Джеймс Уайт упомянул эту направляющую руку, которая повлияла на решение супругов Уайт посетить двенадцатую сессию ГК (см. «Ревью энд Геральд», 30 декабря 1873 г.). Дж. И. Батлер также сослался на эту «Направляющую руку», как на способствующую возрождению 1873 года (см. «Ревью энд Геральд», 25 ноября 1873 г.).

5 Эллен Уайт, Письмо 38, 1874. См. также Артур Л. Уайт, Эллен Уайт: успешные годы (Ellen G. White: The Progressive Years) (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1986), т. 2, с. 432434.

6 «Знамения времени», 14 сентября 1876 г.. См. также Артур Л. Уайт, Эллен Уайт: годы одиночества, (The Lonely Years) (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1984), т. 3, с. 45.

7 Эллен Уайт, Рукопись 7, 1880. См. также A. Л. Уайт, т. 3, с. 133.

8 Эллен Уайт, Письмо 49, 1880. См. также A. Л. Уайт, т. 3, с. 136, 137.

9 Эллен Уайт, Письмо 3b, 1881. См. также A. Л. Уайт, т. 3, с. 156.

10 Эллен Уайт, в In Memoriam: A Sketch of the Last Sickness and Death of Elder James White (Очерк о последних днях болезни и смерти пастора Джеймса Уайта) (Battle Creek, Mich.: Review and Herald Press, 1881), с. 41. Реуэль Алмосера, директор филиала Центра наследия Эллен Уайт в Адвентистском международном университете последипломного образования на Филиппинах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *