А.А. Дымань — СУДЬБА ПРОПОВЕДНИКОВ А. Т. ДЖОУНСА И Э. Д. ВАГГОНЕРА

Глава из книги 

Раздел одиннадцатый. СУДЬБА ПРОПОВЕДНИКОВ А. Т. ДЖОУНСА И Э. Д. ВАГГОНЕРА

1. Еще в 1892 году Елена Уайт письменно выразила опасение за судьбу Джоунса и Ваггонера: «Вполне возможно, что проповедники Джоунс или Ваггонер могут быть побеждены искушениями врага; но если так произойдет, это не говорит о том, что их весть не была от Бога или что работа, которую они совершали, была сплошной ошибкой. Но это должно произойти, так как многие заняли эту позицию и восприняли роковой обман, не находясь под контролем Духа Божьего. Они ходили в искрах своего собственного огня и не могли сделать различия между своим огнем и светом, дарованным от Бога. Они ходили, как слепые, подобно иудеям.

Я знаю, что это особое положение должны занять многие, если они должны пасть, и я молюсь, чтобы эти мужи, на которых Бог возложил бремя торжественного дела, могли издавать определенный трубный звук и почтить Бога в каждом шаге, могли все больше и больше возрастать — до самого конца времени во все более ярком свете» (Письмо 24 1892 года).

2. После сессии 1888 года Джоунс и Ваггонер играли выдающуюся роль в утверждении вести о праведности через веру: «Несмотря на недружественное отношение к ним некоторых руководящих братьев центрального правления в Батл-Крике, они сыграли выдающуюся роль в работе церкви АСД. Вплоть до конца 1891 года, когда Елена Уайт направилась в Австралию, они часто общались с ней, посещая лагерные собрания, собрания работников и все другие собрания. Их обоих приглашали занять выдающееся место в больших подготовительных курсах для служителей, проводимых в Батл-Крике в 1889, 1890 и в 1891 годах. На всех сессиях Ген. Конференции, в течение нескольких лет после 1888 года они были главными ораторами, проводя библейские изучения. А. Т. Джоунс на утренних собраниях сессии Ген. Конференции 1889 года представил библейские изучения и говорил тему о праведности через веру… В 1891 году Э. Д. Ваггонер предложил 16 библейских изучений, а А. Т. Джоунс говорил о религиозной свободе. Он также говорил проповедь в субботу после обеда. В 1893 году на сессии Ген. Конференции проповедник Джоунс представил 24 библейских изучения, а в 1895 году — 26 библейских изучений и плюс к этому он говорил о религиозной свободе в субботу 2 марта после обеда. В 1897 году А. Т. Джоунс представил 11 библейских изучений, а Э. Д. Ваггонер-19. В 1899 году А. Т. Джоунс имел восемь таких изучении, а Ваггонер — пять. Частые выступления этих мужей на сессиях Ген.Конференции (даже когда не было Елены Уайт, она находилась в Австралии) свидетельствуют о том, что в течение многих лет их рассматривали как ведущих теологов в изучении Библии в рядах АСД и их высоко ценили наиболее ответственные руководители Генеральной Конференции АСД. Кроме этого, в конце 1890 годов проповедника А. Т. Джоунса назначили редактором журнала «Ревью энд Геральд» (А. В. Олсон. «Через кризис к победе», стр. 128-129).

3. Что произошло с проповедником А. Т. Джоунсом? — Сегодня, сто лет спустя, многие представляют, особенно Роберт Д. Виланд и Дональд Шорт, в своем труде «Новый взгляд на 1888 год», что падение Джоунса и Ваггонера было не по причинам их характера: «Одной из великих тайн истории церкви Адвентистов седьмого дня является духовное падение Джоунса и Ваггонера. Принято считать, что предпосылки этого падения существовали в их характере» (стр. 136). Они указывают, что настоящей причиной их падения были внешние влияния, а не внутреннее состояние их духовности. Чтобы развеять эти ложные взгляды, мы довольно пространно и широко приведем официальные факты, включая заявление, приготовленное Артуром Л. Уайт, секретарем Комитета по трудам Елены Уайт, чтобы иметь определенное, действительное состояние их духовности, которая ослабевала с годами и стала причиной их падения. Итак, подробно остановимся на их жизни.

«Проповедник А. Т. Джоунс родился 26 апреля 1850 года в штате Огайо и в 1870-1873 годах служил в армии США. Во время расположения военной части рядом с колледжем Валла-Валла, на территории штата Вашингтон, он соприкоснулся с церковью АСД. Джоунс был прилежным в изучении наук, особенно интересовался историей; но после того, как он стал членом церкви АСД, через некоторое время стал служителем. Его имя появилось в списках служителей церкви АСД в 1885 году, в пометке, что он стал помощником редактора журнала «Знамения времени», печатавшегося в Окленде, штат Калифорния. В период 1890 годов проповедник А. Т. Джоунс преимущественно находился в Батл-Крике. Он присутствовал на всех сессиях Генеральной Конференции с 1888 по 1905″год и часто представлял важные обращения. Елена Уайт имела возможность в апреле 1893 года предостеречь проповедника Джоунса относительно крайних взглядов в его провозглашениях, касающихся веры и дел (ИВ. 1, 377-380), и несколько месяцев спустя, сделала ему выговор за искреннюю, от всего сердца поддержку Анны Раис Филлипс, которая претендовала на дар пророчества (ИВ. 2, 85-95). Время от времени Елена Уайт советовала ему проявлять осторожность в его образе речи и трудах, чтобы избегать оскорбительных выпадов.

5 октября 1897 года он был возвышен до положения главного редактора журнала «Ревью энд Геральд». Было объявлено, что с этим назначением проповедник Джоунс «вместо того, чтобы обращаться к сравнительно немногим людям, в период ежегодных собраний, будет обращаться ко всем каждую неделю. Это предоставит нашим церквам и рассеянным повсюду братьям преимущества — получать каждую неделю слова веры, надежды, мужества и ободрения. Все это будет средством великих благословений для всех собратьев в Северной и Южной Америке и в Европе» («Ревью» 5 октября 1897 г., стр. 640). Урия Смит служил помощником редактора

Такое положение продолжалось до 14 мая 1901 года, когда последовала новая корректировка: проповедник Урия Смит был возвращен на положение главного редактора «Ревью энд Геральд», а брат Джоунс освобожден с переводом на евангельскую работу в мировом поле.

Во время сессии Ген. Конференции, проходившей от 19 февраля до 8 марта 1897 года в Колледж-Вью, штат Небраска, Джоунс был избран членом Комитета Ген. Конференции. Он служил в этом положении, пока наиболее необычным действием отказался от своей должности незадолго перед Генеральной Конференцией 1901 года Относительно этого следует заметить, что на сессии Ген. Конференции, происходившей в феврале 1899 года, были приложены последующие усилия, чтобы исправить некоторые неверные шаги, указанные посредством Свидетельств, как об этом гласит следующий отчет:

«Усилия Комитета Ген. Конференции в этом направлении не всегда встречали сердечный отклик и сотрудничество, как можно было ожидать. Это привело проповедника Джоунса к тому, что он потерял из виду достоинство своего положения в такой мере, как об этом сказано в Свидетельствах: «Злой дух бросает капли желчной злобы в его слова» и, забыв предостережения, данные ему Богом, «он ввергал братьев в трудное положение». Когда президент Генеральной Конференции мягко увещевал его за его курс и советовал наладить правильные отношения с братьями посредством извинения, он вышел из состава Комитета Генеральной Конференции» (Заявление, опровергающее обвинения, выдвинутые А. Т. Джоунсом против Духа пророчества и плана организации церкви АСД, стр. 15-16).

На сессии Ген. Конференции, проходившей в Батл-Крике в апреле 1901 года… Джоунс снова был избран в Комитет Ген. Конференции, положение, которое он занимал до сессии 1905 года. Летом 1901 года ему определили работу на евангельской ниве, и он посетил некоторые лагерные собрания.

Он занял положение, что мы не должны иметь «царей», то есть, мы не должны иметь президентов конференций. Это мнение преобладало при написании Новой Конституции на Ген. Конференции 1901 года… Совершая свою работу на евангельском поприще в поле, в 1901 году, он посетил лагерные собрания Сначала он трудился на Западном побережье — прежде всего на Тихоокеанском Северо-Западе, а затем в Калифорнии. В июне 1901 года на сессии Калифорнийской Конференции он был избран президентом и, как это ни странно, принял это звание. Его грубый, деспотический, властный дух лишил его доверия со стороны многих, среди которых он трудился.

Летом 1903 года, когда дела в Калифорнийской конференции были наиболее печальными, он имел в Элмсхавене беседу с Еленой Уайт. В этой беседе он сообщил ей, что по просьбе доктора Д. X. Келлога, он планирует направиться в Батл-Крик, чтобы преподавать библейские предметы в Американском медицинском миссионерском колледже. Он надеялся, что сможет помочь доктору Келлогу. Она посоветовала ему не идти к Келлогу. Он пообещал Елене Уайт, что он будет бдительным В видении она получила предостережение, что такой шаг с его стороны приведет его к падению.

«В видении я видела его (А Т. Джоунса) под влиянием доктора Келлога. Вокруг него обвивались пять нитевидных веревок, стягивая его до такой степени, что он был связан по рукам и ногам, а его ум и чувства были пленены». (Письмо 116, 1906 года).

Затем, обращая внимание на комментарий Елены Уайт, как она отметила положение брата Джоунса, перед его передвижением в Батл-Крик, она могла видеть «что его восприятие было неопределенным, и он не верил данному ему предостережению. Враг действовал странным, удивительным образом, чтобы повлиять на человеческий ум» (Там же). Но Джоунс был уверен, что он не падет. Он был слишком самоуверенным человеком.

В 1904 году, еще будучи членом Комитета Ген. Конференции, его попросили помочь в собрании, посвященном кризису в религиозной свободе в Вашингтоне (округ Колумбия). Но несколько месяцев спустя, он был снова в Батл-Крике. Елена Уайт попыталась отвлечь проповедника Джоунса от Батл-Крика и направить на евангельскую работу, что несомненно могло спасти его. 26 февраля 1905 года она писала:

«Проповедник А. Т. Джоунс, Бог призывает тебя направиться в города и возвестить последнюю весть предостережения… Есть много людей, которые никогда не слышали вести милости и предостережения. Во имя Господа я говорю, не медли. Провозглашай евангельскую весть в городах Америки. Рассевай повсюду в этих городах семена истины. Бери с собой надежных людей, которые пером и голосом внесут свой вклад в провозглашение вести настоящей истины миру» (Письмо 187, 1905 г.).

— Но он продолжал оставаться в Батл-Крике под влиянием, которое оказалось сильнее его. Вскоре он оказался в горькой оппозиции к своим братьям и к Духу пророчества. Он выпустил ряд трактатов и памфлетов в защиту своего курса.

Елена Уайт написала ряд освещающих заявлений — написанных ему лично или в различных ссылках по отношению к нему в периоде, когда он соединился с доктором Келлогом в Батл-Крике и до ее последней наиболее откровенной вести в 1911 году. Эти материалы открывают картину печальных прогрессивных шагов в опыте самоуверенного человека, гордо пренебрегающего вестями предостережения и добровольно помещающего себя под влияния, которые в конце концов пленили его и привели к духовному уничтожению. Далее в хронологическом порядке следуют извлечения из нескольких документов Елены Уайт:

23 июля 1904 г. «негармоничное замечание» — в собрании в Берриен Спрингс: «Слова и позиция брата… и брата А. Т. Джоунса в собрании в Берриен Спрингс (1904 г.) произвели нетактичное словопрение — словопрение, которое не было вдохновлено Богом. Оно создало атмосферу, результатом чего был вред, которого они не предвидели. Работа собрания стала более трудной, чем в ином случае могла бы быть. Если бы не было их неблагоразумного курса, конференция в Берриен Спрингс имела бы совершенно другие результаты» (Спец. Свид. Серия Б, No 2, 42).

29 декабря 1905 г. Потеря духовного зрения и отвержение Божьего предостережения: «Я не посылаю более (Свидетельств для чтения в Батл-Крикской церкви) к А. Т. Джоунсу, ибо я не вижу доказательств, что им будет сделана работа, прежде чем Господь примет его служение. Бог уже давал ему предостережения, которые он отверг, и я глубоко опечалена, что у него такое слабое духовное зрение» (Письмо 345, 1905 г. Написано Г. В. Амадону, старшему пресвитеру Батл-Крикской церкви).

12 марта 1906 г. Греховный дух и проявление горечи: «Возможно, вы удивились, услышав слова, высказанные проповедником А. Т. Джоунсом; но я вообще не удивилась. Это процесс развития человека, когда на него сошел дух, противостоящий Духу Божьему. В нем, каким он является в настоящее время, вы имеете представление о человеке, который не находится под формирующим влиянием Духа Божьего. Господь не принимает такого проявления горечи..

«Читайте в моей книге «Патриархи и пророки» и в «Великой борьбе» историю о первом великом отступлении Эта история повторяется все снова и снова. Читайте и затем понимайте» (Письмо 98, 1906 г.).

2 апреля 1906 г. Плененный, заблуждающийся, обманутый: «Во время Ген. Конференции в Такома-Парк (апрель 1905 г.) дело проповедника Джоунса снова было представлено мне. После этого я имела долгую беседу с ним, указывая на его опасное состояние. Он был полон самоуверенности и заявил мне, что доктор Келлог верит истине и Свидетельствам, так же твердо, как все другие из нас верят и защищают их. В этой беседе проповедник Джоунс вел себя так, как мне было открыто о нем, что вместо принятия предостережений, он был полон самоуверенности; что он возвышал себя, и вместо того, чтобы быть подготовленным и помочь доктору Келлогу, он соединился с ним в неверии и ложно обвинял служителей и других, которые пытались спасти Келлога и других врачей, находившихся в опасности.. Я предостерегала проповедника Джоунса, но он не осознавал даже малейшей опасности. Однако блестящие нитеподобные веревки обвивались вокруг него и он теперь был заблудшим, обманутым человеком. Заявляя, что он верит Свидетельствам, он не верил им» (Письмо 116, 1906 г к доктору Давиду Паульсону).

1 мая 1906 г. Избрал скорее тьму, нежели свет: «Я весьма печалюсь об А. Т. Джоунсе, который получил много предостережений. Но несмотря на все предостережения, он позволил врагу наполнить свои мысли важностью о своей персоне. Не слушайте его слов, ибо он отверг самый ясный свет и вместо него избрал тьму. Святой Бог даровал нам ясные и отличительные вести, но некоторые бедные души были ослеплены ложным, обманчивым влиянием сатанинских агентов и отвратились от истины и праведности, чтобы следовать заблуждениям сатанинского происхождения» (Рукопись 39, 1906 г.).

15 июня 1906 г. Голос, контролируемый доктором Келлогом: «Доктор Келлог управляет голосом проповедника А. Т. Джоунса и будет употреблять его как свои уста». Моя молитва: «О, Боже, открой слепые очи, чтобы они могли видеть, и глухие уши, чтобы они могли слышать и стать смиренными» (Письмо 182, 1906 г.).

5 июля 1906 г. Дух Святой опечален:

«Проповеднику А. Т. Джоунсу

Дорогой брат, ваше состояние все снова и снова было показано мне. Мне повелено передать вам наставление. Вы имели большое познание истины и меньше далеко меньше духовного понимания. Когда вас призвали совершать важную работу в Вашингтоне, вы нуждались в большей смиренной благодати, которая приличествует христианам. Со времени собраний в Берриен Спрингс ваша позиция и позиция некоторых других опечалили Дух Божий. Вы были взвешены на весах и найдены легкими…

Ваша опасность заключается в самовозвышении. Она увеличивается в вас до громадных размеров. Вы доверяете своей собственной мудрости, которая часто является безумием. Помните ли вы совет, который я дала вам в письме, в апреле 1894 года? В нем был дан ответ на ваше письмо, выражавшее глубокое сожаление о вашем участии в неразумном движении (Анны Филлипс, см. ИВ. 2, 85-95), и вы просили меня дать наставление, чтобы вы могли всегда избегать таких ошибок…

Я очень опечалена, что вы запятнали ваш отчет… Брат Джоунс, неужели вы не пожелаете искренно искать Господа, чтобы в вашей жизни проявилось смирение и возвысились принципы праведности, Успех и процветание вашей работы будет зависеть от точного следовании путем Иисуса. Бог желает, чтобы вы стояли подобно верному стражу, серьезно трудясь ради спасения душ, стоящих на грани погибели. Если вы согласны быть соработником с Богом, в ваших серьезных словах и делах может проявиться благодатное влияние Святого Духа. Истинное покаяние принесет вам новую жизнь» (Письмо 242, 1906 г.)

27 июля 1906 г. Возрождение первого великого отступления: «Мое сердце преисполнено печалью из-за курса, которым следует Д. X Келлог. И А. Т. Джоунс следует тем же курсом и провозглашает те же мнения — с наиболее решительным духом. Когда я особым образом с сильным чувством осознаю это, великая печаль наполняет мою душу.

Передо мной предстало такое возрождение первого великого отступления в небесных дворах, что я склонилась в агонии, которую нельзя выразить. Именно все те предостережения, которые были даны в Батл-Крике — всецело отвергнуты» (Письмо 248, 1906 г к Д. К. Крессу).

1 августа 1906 г. Под влиянием гипноза: «Я видела доктора Келлога, производящего гипнотическое влияние на людей, и в такие моменты архиобманщик был его помощником. Те, которые поддерживают его, виновны вместе с ним. Слепота понимания в вашей среде — удивительно странное явление. Что касается А. Т. Джоунса, он — имеет познание теории истины, которая отражена в его опубликованных книгах, но он стремится бросить вызов своему прошлому опыту. Своим нынешним курсом действия, он фактически отрекается от своего прежнего опыта» (Письмо 258, 1906 г.)

30 сентября 1907 г. Внимание к учениям бесовским: «А. Т. Джоунс, доктор Келлог и проповедник Кенией все трудятся под одним и тем же руководством. Они классифицируются вместе с теми, о которых апостол писал: «Отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1) В случае с А. Т. Джоунсом, я могу видеть исполнение предостережений, данных мне относительно его» (Письмо 806, 1907 г.).

1 октября 1907 г. Теперь находится в отступлении: «Я желаю сказать вам, брат и сестра Старр, что время, которое мы так долго ожидали, пришло. А. Т. Джоунс достиг момента, когда он провозглашает мысли и веру доктора Келлога. Они теперь предпринимают решительное противодействие против истины и особые усилия, чтобы отвлечь от нее людей. Это отступление стоит нам дорого… Эти люди получали предостережение за предостережением, но они прежде всего сами отвергли эти вести, а затем провозгласили, что они не верят Свидетельствам. Их работу против истины следует отметить как обман, подобный курсу Кенрайта. Многие, сочувствующие доктору Келлогу, соединились с ним и отошли от веры» (Письмо 316, 1907 г.).

11 ноября 1908 г. Отход от веры: «Я должна предостеречь наш народ против сотрудничества в любой сфере с А. Т. Джоунсом. Он отошел от веры, внимая духам обольстителям. Он сам не знает, какого он духа» (Письмо 330, 1908 г.).

10 ноября 1911 г. Единственный путь к возвращению: покаяние и вторичное крещение: «Проповедник А. Т. Джоунс, я передаю вам наставление в прямом, ясном смысле относительно извращающего влияния, под которым вы оказались. Ваши уста извращают истину. Вы отвергли ясный свет истины и соединились со странными элементами Я передаю вам правильное заявление относительно вашего положения, но вы продолжаете делать то, что Господь предостерег вас не делать. Это удивительно странный курс для того, кто однажды, подобно вам, был просвещен Господом, но вы действуете весьма, подобно человеку, который потерял свое направление. К вам звучит вопрос: «Полагаете ли вы, что можно оставаться членом церкви АСД и продолжать вредить этому народу трактатами, которые вы издаете?» Вы совершаете жестокую, бессердечную работу… Мы весьма возрадуемся, если вы по настоящему обратитесь. Господь не примет вас как верного служителя и не доверит Свое стадо, пока вы не бросите свой жребий с Его народом, чтобы утвердить их в вере, а не управлять ими согласно человеческим идеям… Если вы пожелаете обновить свой завет с Богом через исповедание, покаяние и вторичное крещение, мы возрадуемся вместе с вами. Когда вы обратитесь, ваша самоуверенность исчезнет и вы станете кротким и смиренным в сердце» (Письмо 104, 1911 г.).

— В середине 1907 года из-за войны против церкви и ее руководителей у А. Т. Джоунса было отнято удостоверение служителя. В июле 1908 года он имел беседу с Еленой Уайт, которая не была во всем удовлетворительной. Он попросил, чтобы его выслушали и разобрали дело на сессии Ген. Конференции 1909 года, которая происходила в Вашингтоне. Его просьба была удовлетворена; эти собрания состоялись, в которых он изложил свое дело. Проповедник А. В. Олсон, как присутствовавший, отметил следующее:

«Хотя я не был делегатом, но получил приглашение посетить последнее собрание. На платформе сидели братья К. В. Флейз — председатель собрания и В. Т. Бартлетт из Англии — секретарь собрания. А за столом, ниже кафедры, сидели брат А. Г. Даниэльс — президент Генеральной Конференции с одной стороны, и А. Т. Джоунс — с другой. В конце заключительного действия брат Даниэльс поднялся и сделал заявление, в котором он подчеркнул, как много он лично ценил прекрасное, верное и действенное служение, которое совершал брат Джоунс в течение многих лет, общаясь с нами, как мы ценили и любили его и как наши сердца преисполнены печалью из-за недопонимания и спора,- все это омрачило наше сладкое общение и отделило его от его братьев.

Затем, обращаясь к брату Джоунсу, он сделал очень нежный и трогательный призыв к нему — забыть прошлое, возвратиться и стать плечом к плечу со своими братьями в служении Господу. Он заверил его, что все любят его, и мы желаем, чтобы он направился вместе с нами к Царству Божьему. Простерши свою руку через стол, он сказал с задыхающимся от волнения голосом’ «Приди, брат Джоунс, приди!» В это время брат Джоунс поднялся и также протянул свою руку через стол, но только для того, чтобы убрать ее назад. Несколько раз, когда брат Даниэльс продолжал умолять, говоря со слезами: «Приди, брат Джоунс, приди!» — брат Джоунс, колеблясь, протягивал свою руку через стол и убирал ее назад. Последний раз он почти схватил руку, простертую с другой стороны, но затем внезапно отдернул ее назад и воскликнул: «Нет! Нет1» и сел. Это была одна из самых печальных сцен, которую я когда либо видел. В то послеобеденное время в семинарской капелле было много плачущих. Мы все любили брата Джоунса и это было печалью для нас — видеть его, идущего во тьму» (Елена Уайт, Документы, дело No 53).

Вскоре после этого, он законным образом был исключен из членов церкви АСД, в которой состоял членом многие годы. В последующие годы, трудясь совместно с доктором Келлогом, А. Т. Джоунс начал издавать журнал «Американский страж религиозной свободы». Он выходил в течение нескольких лет. В ноябре 1915 года он передвинулся в Вашингтон и посвятил все свое время изданию этого журнала. Он начал посещать «Народную церковь». Это была церковь АСД из цветных, которая отделилась от Конференции. Ее пастором был Ф. X. Синей. По приглашению служителей этой церкви А. Т. Джоунс участвовал в работе этой церкви и затем присоединил к ней группу. Он был членом по 15 апреля 1916 года.

В феврале 1923 года Джоунс возвратился в Батл-Крик для отдыха и лечения. Сначала был заметный, удовлетворяющий прогресс в лечении вплоть до начала мая, когда его разбил паралич, а несколько дней спустя наступила смерть. Краткий некролог был напечатан в Батл-Крикском журнале «Инкьюирер» (справочник). Затем этот некролог был перепечатан в «Ревью энд Геральд» 28 июня 1923 года. Жена Джоунса всегда оставалась верной вести.

4. Судьба проповедника Э. Д. Ваггонсра: «Проповедник Э. Д. Ваггонер родился в Висконсине 12 января 1855 года Он посещал Батл-Крикский колледж в его самые ранние дни и получил классическое образование. После завершения курса колледжа, он решил получить медицинское образование. Он завершил свое медицинское образование в Беллевуе медицинском колледже, штат Нью-Йорк После этого в течение некоторого времени он служил врачом в Батл-Крикском санатории. Но сердце Ваггонера было в евангельском служении, и в 1883 году он был призван помогать своему отцу Д. X Ваггонеру, редактору журнала «Знамения времени». 6 мая 1886 года в перечне сотрудников журнала появились фамилии Э. Д. Ваггонера и А Т. Джоунса в качестве помощников редактора.

Проповедник Э. Д. Ваггонер продолжал свою работу редактора в «Знамениях времени» до мая 1891 года. В 1892 году его направили в Англию руководить издательской работой. Он находился там вплоть до сессии Ген. Конференции 1903 года. В течение последних нескольких лет в его европейском временном пребывании вместе с ним в тесном сотрудничестве трудился проповедник В. В. Прескотт.

>В 1894 году Елена Уайт выразила опасение относительно некоторых взглядов Ваггонера, касающихся организации. В письме, направленном А. Т. Джоунсу, есть ценное сообщение, касающееся Ваггонера, и мы цитируем из него часть, относящуюся к нему

«Бог особым образом употребил вас и брата Ваггонера, чтобы совершить особенную работу и мне известно это. Все свое влияние я соединила с вашей работой, ибо вы выполняли работу Божью для настоящего времени. Я сделала все возможное, чтобы во Христе Иисусе стоять ближе к вам и помогать вам всеми путями; меня очень опечалило, когда вижу действия, которые не могу одобрить; я переношу это болезненным образом. Меня охватывает страх.

«Проповедник Ваггонер вынашивает идеи, и не представляя их на совет братьев, агитирует принимать странные теории. Он выдвинул перед некоторыми людьми идеи относительно организации, которые никогда не должны быть выражены. Я полагаю, что вопрос организации был навсегда разрешен теми, кто верил Свидетельствам, данным через Елену Уайт. Но если они верят Свидетельствам, почему они должны трудиться вопреки им7 Почему мои братья не должны быть достаточно благоразумными, чтобы представить эти вопросы мне или, по крайней мере спросить, не имею ли я какой-либо свет по этой теме? Почему эти проблемы возникают в это время, когда мы уже обсудили этот вопрос в нашей предыдущей истории и Бог уже говорил об этой теме? Разве этого недостаточно?

«Почему не сохранять стабильность в работе согласно принципов, которые Бог дал нам? Почему не ходить в ясном свете, который Он открыл и вместо того, чтобы раздирать на части то, что Бог воздвиг, не работать на стороне Иисуса Христа? О, как бы радовался сатана, чтобы получить место в среде этого народа и дезорганизовать работу в то время, когда так необходима основательная организация. Организация также будет величайшей силой, чтобы не допустить ложных восстаний и опровергнуть претензии, не одобряемые Словом Божьим. Мы желаем удерживать линию поведения на одном уровне, чтобы не было никакого нарушения системы регулирования и порядка. В этом смысле, чтобы управлять работой в это время, удостоверения не должны выдаваться беспорядочным элементам. Мы живем в такое время, когда порядок, система и единство действий наиболее необходимы» (Письмо 37 к А. Т. Джоунсу 14 января 1894 года).

Проповедник Ваггонер, представлявший Британское поле, посетил сессию Ген. Конференции в 1897 году и представил серию из 18 изучений на Послание к Евреям Он также говорил проповедь в последнюю субботу при окончании конференции. Доктор Келлог также часто говорил во время этой сессии и вводил свои пантеистические взгляды,- взгляды, которые имели далеко простирающееся влияние на проповедника Ваггонера.

В течение нескольких последующих лет, трудясь в Великобритании, Ваггонер началвыдвигать и обнародовать взгляды о так называемой духовной родственности, то есть, если у кого неподходящий брачный партнер, тогда здесь может быть партнер для жизни грядущей; а это позволяет иметь нынешний духовный союз. Он прибыл на сессию Ген. Конференции 1901 года, с энтузиазмом заявляя, что то, что он предлагает, является драгоценным духовным светом». (Письмо 224, 1908).

Елена Уайт показала, что вместо драгоценного духовного света, взгляды, которые он выдвигал, были «опасными, вводящими в заблуждение баснями»,- подобными фанатизму, который она призывала встретить после 1844 года Об этом она позже писала: «Доктор Ваггонер тогда начал отступать от веры и принимать ложное учение относительно духовной родственности» (Письмо 224,1908 г.).

Она также заявила: «В Европейском поле он (Ваггонер) сеял семена, которые взойдут и принесут греховный плод, побуждая некоторых отступить от веры, внимая духом обольстителям и учениям бесовским» (Письмо 121, 1906 г.).

После сессии Ген. Конференции 1903 года проповедник Ваггонер оставался в США. О, как серьезно Елена Уайт трудилась ради него! Она побуждала его посвятить все свои способности для трудов в новоорганизованном на испытательной основе Миссионерском колледже имени Эммануила,- в искренней надежде, что он сможет выяснить для себя едва уловимые, обманчивые теории.

2 октября 1908 года она писала ему: «Сатана наиболее усердно ищет и старается уловить в свои сети именно тех, кто имеет наиболее света. Зная, что если он сможет обмануть их, они, в свою очередь, смогут под его контролем, конечно, облечь грех в одежду праведности и увести в заблуждение многих. Да поможет Бог, чтобы наши учителя могли видеть и понимать их великую опасность и что они могут избавиться от сетей сатаны и приложить удвоенные усилия, чтобы спасти других, подверженных нападению» (Письмо 230, 1903 г.).

Два дня спустя она написала письмо, говоря более открыто.

«Вы были представлены мне, как находящийся в великой опасности, вас преследует сатана и временами он шепчет вам приятные басни и показывает вам очаровательные картины той женщины, которую он представляет как более соответствующего вам спутника жизни, нежели жена вашей юности, мать ваших детей.

Сатана действует скрытно, бесшумно и неустанно, чтобы через свои особые искушения привести вас к падению. Он решил стать вашим учителем, и вам надо быть в таком положении, чтобы вы могли получить силу — сопротивляться ему. Он надеется увлечь вас в лабиринты спиритизма. Он надеется отвлечь ваши чувства любви от вашей жены и сосредоточить их на другой женщине. Его желание, чтобы ваши мысли были заняты этой женщиной до такой степени, чтобы через не святую, греховную любовь она стала вашим богом.

Враг души достигает очень многого, когда ему удается пленить воображение одного из избранных стражей Иеговы — размышлять о возможностях общения в грядущем мире с женщиной, которую он любит и сможет там создать семью». (Письмо 231, 1903 г.; напечатано в «Медицинском служении» стр. 100-101).

После зимнего учебного семестра в Берриен Спрингс проповедник Ваггонер, все еще находясь в тумане замешательства, направился в Батл-Крик, чтобы соединиться с А. Т. Джоунсом и доктором Д. X. Келлогом и сделав такой шаг, он оказался в среде пантеистических учений и скептицизма относительно Духа пророчества.

1 августа 1904 года Елена Уайт обратилась с серьезной вестью к братьям Паульсону, Садлеру, Джоунсу и Ваггонеру, в которой она изложила все то, что Бог представил ей «в нон-ном видении». Последняя часть девятистраничного призыва направлена специально братьям Джоунсу и Ваггонеру:

«Наш Советник затем возложил свои руки на плечи проповедников А. Т. Джоунса и Э. Д. Ваггонера и сказал: «Вы смущены. Вы находитесь в замешательстве. Вы нуждаетесь в небесном помазании». А брату Джоунсу сказал: «Почему вы разрешили вашему уму действовать таким образом? Я предостерегаю вас — не позволяйте мыслить таким образом». Затем Он обратился к брату Ваггонеру: «Оставьте место, в котором вы находитесь теперь и идите путем, который Я указал вам. «Живой храм» полон обольстительных чувств, и если вы воспримете их, они разрушат основание вашей веры и уменьшат ваше восприятие истины и праведности».

Обращаясь к обоим, Он сказал: «Для вас обоих есть работа. Ваши умы нуждаются в основательном обновлении. Ваша вера должна покоиться на высоком, святом и прочном основании. Бог имеет для вас работу — провозглашение последней вести предостережения миру. Отвратитесь от так называемых научных теорий. Что общего у мякины с чистым зерном… Устраните из ваших умов извращенные философские измышления, которые вы восприняли. Удержите начало вашего доверия твердым до самого конца. Предостерегайте других, чтобы они освободились от спиритических философских измышлений. Проповедуйте Слово, как вы делали это в прошлом, и Мой Дух будет с вами. Когда вы последуете путем, который отметил Сам Бог, святые ангелы будут сопровождать вас» (Письмо 279. 1904 г.).

Затем Елена Уайт обратила внимание на то, что могло бы быть, если бы эти два мужа, веря Свидетельству, чистосердечно откликнулись на призыв. Но призыв Неба пал на глухие уши. Возможные шаги так и не были предприняты. В 1905 году Елена Уайт обратилась к проповеднику Ваггонеру и так же к А. Т. Джоунсу — вступить на поле евангелизма. Она хорошо знала, что спасая других, они смогут содействовать своему спасению. Но оба предпочли остаться в Батл-Крике.

В 1906 году жена проповедника Ваггонера развелась с ним из-за его связей с медицинской сестрой, замужней женщиной, с которой он познакомился в Англии. Это, конечно, привело к разрыву его связи с церковью. Несколько лет спустя мы находим Ваггонера, трудящегося в Батл-Крикском санатории в медицинском и религиозном направлении. Нет никаких данных, чтобы он когда-либо находился в оппозиции к церкви. 28 мая 1916 года в возрасте 61 года после трудного нагруженного дня он умер в своем доме от сердечного приступа. Слово о его смерти было представлено церкви на последней странице «Ревью энд Геральд» 29 июня 1916 года. Это был печальный некролог. Как коварно сатана нападает на тех, кому Бог даровал великий свет!

5. Величайшее предостережение всем нам: 1Кор. 10:12.

Елена Уайт предостерегала’ «Вполне возможно, что проповедники Джоунс или Ваггонер могут быть побеждены искушениями врага; но если такое произойдет, это еще не доказывает, что они не имели вести от Бога или работа, которую они совершали, была сплошной ошибкой» (Письмо 24, 1892 года).

Необходимо помнить, что хотя Бог употребил в проповеди и письменных трудах этих двух мужей в широком реформационном движении внутри церкви в то время, когда они были в тесной, живой связи с Небом,- далее последовали годы их общения с отступником от истины — годы бесполезной проповеди и вредных влияний. Человек в своей жизни в одно время может быть слугой Божьим и орудием греха — в другое время. Именно так произошло с Джоунсом и Ваггонером, история которых в последние годы крепко укоренилась в наших сердцах и напоминает нам мучительно — тягостные слова апостола Павла: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор. 10:12).

Дымань А.А.

http://svobd.ru/2010-11-15-00-07-27/44—/515-2011-04-22-11-24-14.html

А.А. Дымань — СУДЬБА ПРОПОВЕДНИКОВ А. Т. ДЖОУНСА И Э. Д. ВАГГОНЕРА: 2 комментария

  1. Дай, Бог, нам принять их весть о праведности, но не повторить их путь падения! Как жаль, что сегодня многие оправдывают свое неприятие вести судьбой вестников. Нет доверия Духу пророчества. Ведь она так ясно предупредила о возможности падения Ваггонера и Джоунса и ответственности членов церкви за тот свет, который они несли церкви. Виновны в этом, в основном, служители церкви. От их равнодушия или агрессии против вести неизбежно страдают рядовые члены. Литературы с материалами вести в церковных книжных лавках нет. Кто будет отвечать за такую преступную ситуацию?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *