Библия — основа нашей веры: историческая перспектива в Церкви АСД

По материалам симпозиума Евро-Азиатского дивизиона по духовно-историческому наследию Церкви АСД, в котором приняли участие руководители Центра литературного наследия Э. Уайт Генеральной Конференции Джеймс Никс и Альберто Тимм, ректор богословской семинарии Университета Андрюса Иржи Москала и директор Центра наследия Э. Уайт Университета Лома-Линда Теодор Левтеров.


C первых дней зарождения Церкви адвентистов седьмого дня её приверженцы принимали Библию как основание своей веры. Ещё в 1847 году Джеймс Уайт писал, что Библия является «совершенным и полным откровением и единственным мерилом веры и практики». Адвентисты седьмого дня безоговорочно придерживаются принципа реформаторов Sola Scriptura — «Только Писание», согласно которому Библия является единственным основанием для всякого учения.

Основы вероучения Церкви АСД были разработаны благодаря исследованиям Библии. В Заявлении о фундаментальных вероучениях Церкви АСД от 1872 года сказано, что «Священные Писания Ветхого и Нового Заветов были даны посредством Божественного вдохновения, содержат полное откровение Его воли человеку и являются единственным мерилом веры и практики». Эллен Уайт также выразила убеждение, что Библия является единственным стандартом для вероучения, веры и практики приверженцев Церкви АСД: «Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли. С ним следует соизмерять наши поступки, оно должно служить путеводителем к истине и эталоном нашей жизни» (Великая борьба, vii). Эллен Уайт использовала Библию как высший авторитет в вопросах веры и практики в Церкви: «Но у Господа на земле есть народ, для которого Библия, и только Библия — мерило всех учений и основа всех реформ» (Великая борьба, с. 595).

В своём докладе д-р Левтеров указал на то, что с первых дней развития Церковь АСД придавала особое значение учению о пророческом даре. Он отметил, что, поскольку первые адвентисты основывали свою веру на Священных Писаниях, они приняли дар пророчества, проявленный в жизни и служении Эллен Уайт. Пастор Никс напомнил о неустанном служении сестры Уайт и о том, что она не только творила много добродетели, но также посвятила свои руки для записи пророческих вестей, полученных ею для Церкви Остатка.

Священные Писания обрели высокий авторитет, поскольку они явились результатом проявления пророческого дара, которым Бог наделял особых вестников — пророков, их Он призывал для осуществления Своей спасительной миссии. В своём докладе доктор Москала описал многообразное служение пророков, отметив, что оно не сводится только к предсказанию будущего или чудотворению, оно намного шире. Пророк, являясь представителем Бога, не только призван Им верно открывать Божественный характер, но и быть толкователем истории, быть посредником и ходатаем, призывать к духовному пробуждению и быть учителем праведности. Пророки — глашатаи Божественного слова. Содержание их вести всегда наиболее важно. Они являются символом Божьего присутствия и гласом Божьим среди народа. Они ведут народ к подлинным отношениям с Господом.

Следует заметить, что пророческое служение Эллен Уайт очень хорошо вписывается в ветхозаветный взгляд на роль пророков Библии. Прежде всего метод получения ею Божественных вестей был таким же, как у пророков библейских времён. И это понятно, поскольку природа Божественного откровения неизменна. Имея такой опыт общения с Богом, Эллен Уайт возвеличивала Слово Божье и настойчиво рекомендовала его приверженцам Церкви АСД, которой она служила. В передаче Божественных вестей людям она прибегала к той же практике, что и библейские пророки. Эллен Уайт утверждала, что библейские авторы при написании своих трудов сами выбирали нужные слова, используя свой собственный язык и стиль письма.

Эллен Уайт верила в Божественное происхождение Библии и в то, что Бог посылал авторам Библии Свои вести и руководил процессом их передачи и написания. Для Эллен Уайт Библия была результатом сверхъестественного процесса Божественного откровения и инспирации, где человеческое и Божественное гармонично действовали вместе. «Но Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим. Таким образом, библейский текст «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14) может быть применён как к Христу, так и к Библии» (Великая борьба, vi).

В своём выступлении доктор Москала также отметил, что, как и библейские пророки, Эллен Уайт использовала небиблейский материал, что не влияло на богодухновенность их писаний. Как и библейские пророки, обладающие человеческим естеством, она могла совершать ошибки в некоторых сферах своей жизни, но она не ошибалась в вопросах доктрин и в наставлениях практической жизни, служащих для укрепления веры. Здесь важно заметить, что при этом чистота Божественной вести охранялась особой работой Святого Духа, Который является, в конечном счёте, автором откровения, переданного нам посредством инспирации через пророков и библейских авторов.

Священные Писания играли огромную роль в жизни Иисуса Христа, определяя Его миссию. Он исполнил все пророчества, написанные о Нем в священных текстах. Во время земного служения Иисус Христос возвеличил роль Священных Писаний, призывая Своих современников следовать их Божественной воле, выраженной в них. Святые апостолы и Церковь новозаветного периода сохраняли чистоту библейского учения. Однако в постапостольский период христианство утратило свою первоначальную библейскую идентичность. Причиной тому было отношение к Писаниям и их неверное толкование.

Под влиянием языческой греко-римской культуры преобладал александрийский аллегорический метод толкования Библии. Такая герменевтическая методология привела к искажению ряда библейских учений. Постепенно небиблейская традиция оказала своё влияние на толкование Писаний. В Средние века Римско-католическая церковь присвоила полный авторитет толкования Писаний, используя небиблейскую герменевтическую традицию.

В своём выступлении д-р Тимм отметил, что благодаря Реформации XVI века был выведен ведущий и главенствующий принцип толкования Библии — Sola Scriptura («Только Писание»). Он признавал Библию как мерило веры и религиозной практики. Во свете этого принципа Мартин Лютер утверждал, что Писания освещают сами себя.

С раннего периода своего зарождения Церковь АСД придерживались этого же реформаторского принципа. В 1906 году Эллен Уайт в журнале «Знамения времени» опубликовала серию статей под общим заголовком «Наша великая сокровищница», где она говорит о том, как следует изучать Библию. В этих статьях она неоднократно утверждает, что Библия толкует саму себя, Писание следует сравнивать с Писанием и что следует тщательно перечитывать один отрывок, пока его значение не станет ясным, а не прочитывать множество глав без определённой цели. Она не претендовала быть комментатором и толкователем Писаний. Напротив, она всегда следовала реформаторскому принципу: «Библия толкует саму себя. Один отрывок оказывается ключом, который открывает значение других отрывков, и, таким образом, свет будет проливаться на сокрытое значение слова. При помощи сравнения различных текстов, говорящих на одну тему, рассмотрения их смысла с разных сторон станет очевидным истинное значение Писания» (Принципы христианского воспитания, с. 187).

Слова Библии Эллен Уайт считала превыше всяких богословских доводов. В своих статьях она писала: «Никакие мнения учёных, выводы науки, символы веры и соборные постановления, которые так же многочисленны и противоречивы, как и церкви, которые стоят за ними, ни голос большинства — ничто не может считаться доказательством или опровержением какого-нибудь пункта религиозной веры. Прежде чем принимать какое-нибудь учение или предписание, мы должны потребовать ясного доказательства из Слова Божьего: „Так говорит Господь“» (Великая борьба, с. 595).

Раскрывая центральные темы Библии, Эллен Уайт просматривает важность концепции великой борьбы, которая красной нитью проходит через всю Библию. Она также указывает на план искупления человечества как на неотъемлемую составляющую концепции великой борьбы. Она настойчиво рекомендует учителям Библии и родителям обучать этим важным темам: «Научите своих учеников видеть целостность Библии, её взаимосвязанность. Помогите открыть центральную, величественную тему Библии — Божий первоначальный план для мира, возникновение великой борьбы и процесс искупления. Помогите понять природу двух принципов, борющихся за превосходство, научите прослеживать их действие… Научите наблюдать, как эта борьба проникает во все сферы человеческой деятельности, как в каждом своём поступке они сами обнаруживают ту или иную противоборствующую силу и что, независимо от того, хотят они этого или нет, им уже сейчас нужно решать, чью сторону принять» (Воспитание, с. 190).

Даже неискушённый в богословии христианский читатель без труда заметит, насколько многотомные труды Эллен Уайт погружены в библейский текст, как часто она ссылается на Священные Писания и как её произведения отображают библейский язык. Для неё Библия всегда была основой веры и христианской практической жизни.

Всеволод Андрусяк
директор Отдела духовного наследия Церкви АСД

(Статья из журнала «Адвентистский вестник» №4 за 2017 год)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *