*** Если бы Ваггонер и Джоунс оставались верны истине, я бы слушал их. Но они впали в заблуждение и не прислушались исправительными свидетельствам. В их публикациях присутствует ложь, с каждым годом всё большая. Зачем мне слушать этих грешных отступивших людей, которых некоторые сделали кумирами? ***
В ответ на такое мое заявление на одном из форумов некто написал мне:
Но ты же веришь свидетельству Уайт, которая написала:
«Падут ли в искушение Божьи вестники и обесславят ли Бога, после того как они мужественно выстояли в борьбе за истину? Станет ли это доказательством того, что переданная ими весть не является истиной? Нет, потому что Библия является истиной. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Грех, совершенный Божьим вестником, даст повод сатане ликовать, а тем, кто отвергали вестника и весть – повод радоваться. Однако, это не оправдает людей, которые были виновны в отвержении вести истины посланной Богом.» Уайт (1025 стр. 3 том 1888)
«Бог представляет человеческому разуму божественно — определенные драгоценные сокровища истины, соответствующие нашему времени. Бог освободил эти истины от сопутствующих ошибок и поместил их в надлежащей структуре. Если эти истины займут свое надлежащее положение в великом плане Божьем, если они разумно и серьезно будут представлены, с должным благоговением через слуг Господних; — многие будут осознанно верить из-за веса доказательств, не ожидая, что всякое затруднение будет само по себе устранено в умах слушателей. «(М.1888 т.1 ст.140)
«Эту весть Бог повелел передать миру. Это весть третьего ангела, и она должна быть провозглашена громким голосом, ее должно сопроводить излитие Святого Духа в обильной мере. «СП91.92
Так ты веришь свидетельствам? Я не знаю, что ты проповедуешь по этому вопросу, но пока вижу упорное сопротивление вестям данных через Джоунса и Ваггонера, хотя сам ты утверждаешь, что проповедуешь тоже самое. Странно как то…
Печально, что люди смешивают весть и вестников. В приведенных цитатах сказано о принятии или отвержении ВЕСТИ, но НЕ ВЕСТНИКОВ! Весть — известно какая. Это оправдание верой. И эта весть принята и проповедуется. А вестники — пали: они спустя некоторое время стали проповедовать ложь. Вот слова Елены Уайт:
During the General Conference of 1901, the Lord warned me against sentiments that were being gathered and then held by Brethren Prescott and [E. J.] Waggoner. Instruction was given me that these sentiments received have been as leaven put into meal. Many minds have received them. The ideas of some regarding a great experience called and supposed to be sanctification, have been the alpha of a train of deception which will deceive and ruin the souls of those who receive them. Because of some overdrawn expressions [357] frequently used by Brother E. J. Waggoner at the conference, I was led to speak words intended to counteract their influence. If ever there was a time when our brethren should blend in unity it is now. You are engaged in an important work in Washington. I am very anxious that the work in that place shall be carried forward exactly as the Lord would have it. But Satan is surely presenting some false theories which you must not receive. Elders Waggoner and Prescott are out of the way.—Letter 269, 1903, pp. 1, 2 (Dec. 14, 1903). {10MR 356.4}
И перевод на русский язык:
«Во время Генеральной Конференции 1901 года Господь предостерёг меня относительно мнений, которые собирались и затем придерживались братьями Прескотт и Ваггонер. Мне были даны наставления, что эти полученные ими мнения были как закваска положенная в тесто. Многие умы восприняли их. Идеи некоторых о том великом опыте, который называли и предполагали, что это освящение, был альфой цепи обольщений, которые обольстят и разрушат души тех, кто их примет. По причине некоторых преувеличенных высказываний, часто используемых Братом Э.Дж.Ваггонером на конференции, я была вынуждена сказать слова, направленные на противодействие их влиянию. Если когда либо было время для наших братьев слиться в единстве, то это сейчас. Вы вовлечены в важную работу в Вашингтоне. Я очень обеспокоена, чтобы работа в том месте продвигалась точно так, как Господь того желает. Но сатана уверенно представляет некоторые ложные теории, которые вам не следовало принимать. Пасторы Ваггонер и Прескотт сошли с пути. — Письмо 269, 1903, стр 1,2 (14 дек. 1903)» = Опубликованные рукописи, том 10, стр 356, абзац 4.
Как же я должен относиться к публикациям Ваггонера, если он начал уклоняться от истины в 1894 году, а в 1901 году уже стал проповедовать лжеучение и сошёл с пути? Должен ли я читать и распространять его публикации тех лет? Не будет ли это грехом с моей стороны? Не будет ли это пособничеством сатане в распространении обольщения?
«Бог не обходит стороной Свой народ и не избирает одного человека здесь, другого там, чтобы доверить им Свою истину. Он не дает какому-то одному человеку новый свет, противоречащий устоявшейся вере всей Церкви. Как раз во время реформы появляются люди и выдвигают подобные притязания. В свое время Павел предупреждал Церковь: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Самый большой вред народу Божьему причиняют люди, вышедшие из его среды, но говорящие превратно. Из-за них путь истины оказывается в поношении. Пусть ни у кого не возникнет самонадеянной мысли, будто Бог дал ему особый свет, которого нет у братьев. Христос представлен как тот, кто обитает в Своем народе…» (Советы редакторам, стр 45).
В этих ясных словах вестница Господня утверждает, что та истина, которая была вначале открыта Ваггонеру и Джоунсу, непременно открыта и другим. Не может быть эксклюзивных авторских прав на истину у только одного-двух человек! Тем более, если эти люди впоследствии падают под обольщением сатаны и начинают проповедовать заблуждение. Мы призваны не Ваггонера и Джоунса проповедовать, а весть об оправдании верой.
Я принял весть о праведности по вере. Я принял учение об освящении в том виде, в котором Елена Уайт его представила. Но я не желаю сам и никому не порекомендую принимать весть об освящении от Ваггонера, потому что она противоречит истине!
Отвержение павшего человека никак не означает отвержение той вести, которую этот человек ранее возвещал. Тем Более, что у Бога есть и другие вестники.
Я в чём либо не прав?
Вы абсолютно правы, Василий. Они и в то время ошибались по некоторым вопросам… Ваггонер ещё в 90-е годы говорил о том, что Иисус Христос не предвечен…, и при написании большой книги «Вечный завет» он говорит, что Новый завет ещё не заключён… Тогда как он был заключён на Иордане во время крещения Иисуса Христа…
Некоторые пытаются нейтрализовать эти высказывания против Ваггонера, приводя другие слова Елены Уайт, например:
«Некоторые истолкования Священного Писания, изложенные доктором Ваггонером, я не считаю правильными. Но я верю, что он вполне честен в своих взглядах и я уважаю его чувства и рассматриваю его как христианина — джентльмена. Я не имею основания мыслить, что он не в такой же мере оценивается Богом, как любой из моих братьев и буду рассматривать его как христианина-брата так долго как будет доказательство, что он достоин этого. Факт, что он честно придерживается некоторых взглядов Священного Писания, отличных от ваших или моих — не имеет основания, чтобы мы относились к нему как к обидчику или опасному человеку и сделали его мишенью несправедливой критики. Мы не должны поднимать голос осуждения против него или его учений до тех пор, пока мы не представим веских причин, чтобы показать ему, в чем он ошибается. Никто не должен чувствовать себя свободным — дать волю драчливому, спорному духу.
Некоторые желают иметь решение, сделанное однажды — каким является правильный взгляд по вопросу находящемуся под рассуждением. Это в особенной мере относится к проповеднику Б., который желал бы, чтобы этот вопрос был изложен раз и навсегда. Но приготовлены ли люди к такому решению? Я не могу одобрить этот курс, ибо наши братья, побуждаемые духом, который движет их чувствами и возбуждает их порывы до такой степени, что обладает их суждением. Под таким состоянием возбуждения, которое существует в настоящее время, они не готовы сделать безопасные решения.
Я знаю как опасно осуждать позицию доктора Ваггонера — как вполне ошибочную. Это угодно врагу. Я вижу красоту истины в представлении праведности Христа в отношении к закону, как доктор изложил ее перед нами. Вы видите, многие из вас видят в этом свет и истину. Однако, вы не представляли ее в этом свете до этого. Возможно ли, чтобы посредством серьезного, молитвенного исследования Священного Писания он увидел еще больший свет по некоторым вопросам? То, что было представлено, вполне согласуется со светом, который Богу было угодно дать мне в течение всех лет моего опыта. Если наши братья-служители пожелают принять учение, которое было представлено столь ясно — праведность Христа в связи с законом — а я знаю, что они нуждаются принять его в таком свете. В таком случае их предубеждения не должны иметь контролирующей силы и люди могли бы насытиться их частью пищи в должное время. Возьмем наши Библии и со смиренной молитвой и духом ученика придем к Великому Учителю мира; будем молиться подобно Давиду: «Открой очи мои и увижу чудеса закона Твоего» (Пс. 118:18).»
То же на английском:
Some interpretations of Scripture given by Dr. Waggoner I do not regard as correct. But I believe him to be perfectly honest in his views, and I would respect his feelings and treat him as a Christian gentleman. I have no reason to think that he is not as much esteemed of God as are any of my brethren, and I shall regard him as a Christian brother, so long as there is no evidence that he is unworthy. The fact that he honestly holds some views of Scripture differing from yours or mine is no reason why we should treat him as an offender, or as a dangerous man, and make him the subject of unjust criticism. We should not raise a voice of censure against him or his teachings unless we can present weighty reasons for so doing and show him that he is in error. No one should feel at liberty to give loose rein to the combative spirit. {1888 164.1}
There are some who desire to have a decision made at once as to what is the correct view on the point under discussion. As this would please Elder B., it is advised that this question be settled at once. But are minds prepared for such a decision? I could not sanction this course, because our brethren are exercised by a spirit which moves their feelings, and stirs their impulses, so as to control their judgment. While under so much excitement as now exists, they are not prepared to make safe decisions. {1888 164.2}
I know it would be dangerous to denounce Dr. Waggoner’s position as wholly erroneous. This would please the enemy. I see the beauty of truth in the presentation of the righteousness of Christ in relation to the law as the doctor has placed it before us. You say, many of you, it is light and truth. Yet you have not presented it in this light heretofore. Is it not possible that through earnest, prayerful searching of the Scriptures he has seen still greater light on some points? That which has been presented harmonizes perfectly with the light which God has been pleased to give me during all the years of my experience. If our ministering brethren would accept the doctrine which has been presented so clearly—the righteousness of Christ in connection with the law—and I know they need to accept this, their prejudices would not have a controlling power, and the people would be fed with their portion of meat in due season. Let us take our Bibles, and with humble prayer and a teachable spirit, come to the great Teacher of the world; let us pray as did David, «Open thou mine eyes, that I may behold wondrous things out of thy law» (Psalms 119:18). {1888 164.3}
Однако мы должны помнить, что эти слова из первого тома материалов 1888 года, стр 164 были сказаны Еленой Уайт прямо на сессии ГК в Миннеаполисе в 1888 году. Уже там она открыто перед всеми утверждала, что некоторые толкования Писания Ваггонером не были правильными. Но она предупреждала, чтобы В ТО ВРЕМЯ позицию Ваггонера не считали ПОЛНОСТЬЮ ошибочной. И далее она особо заявляет об условиях снятия ограничения на осуждение Ваггонера:
«Мы не должны поднимать голос осуждения против него или его учений до тех пор, пока мы не представим веских причин, чтобы показать ему, в чем он ошибается.»
В 1888 году таких веских причин не было. Но в 1901 году они уже были очевидны, так что Елена Уайт заявила во всеуслышанье, что Ваггонер сошёл с пути. Она сама неоднократно показывала ему, в чём он ошибается, и после того, как он отверг её свидетельства, у всех появилось право «поднимать голос осуждения против него или его учений».