Маргарет Роуэн: Странная жизнь лжепророка

Казалось, не успело ещё остыть тело Елены Уайт, сразу же после её похорон, появилась самопровозглашённая преемница её пророческого дара. 22 июня 1916 года, менее чем через год после смерти Елены Уайт, Маргарет Роуэн, недавно перешедшая из методистской церкви, начала получать видения. В одном из докладов утверждается, что эта 35-летняя женщина стоит «сложив руки на груди и широко открытыми глазами, не мигая смотрит вверх…. Она не дышит, насколько мы можем определить, и тело напряжено»1. Бог передал пророческий дар? При жизни Елены Уайт было несколько претендентов на роль пророка. Теперь она уже умерла и не могла помочь предостеречь от появления самозванцев.

Другой пророк? Руководители Церкви в Тихоокеанской конференции призвали членов Церкви проявлять осторожность «прежде чем выразить суждение по этому вопросу». Некоторые из ранних видений Роуэн были опубликованы в буклете, носившем название «Волнующая весть для этого времени». Адвентисты — её современники, вероятно, заметили некоторые богословские красные флажки: период семи лет между семью последними язвами, престол на небе помещён в храм из серебра, и «великий и ужасный шторм» должен будет произойти сразу после окончания срока испытания. Несмотря на эти различия, её видения удивительно похожи на эсхатологию Елены Уайт, как она описана в книге «Великая борьба».

В феврале 1917 года Тихоокеанская унионная конференции в Калифорнии назначила комиссию для расследования дара Маргарет Роуэн. Лидеры Церкви посетили Маргарет Роуэн 21 февраля 1917 года, а через несколько дней (24 февраля) выступили с заявлением, что им не удалось найти никаких доказательств того, что «эти проявления» были «Божественного происхождения»2.

Таинственная рукопись

Осенью 1919 года Маргарет Роуэн утверждала, что видела документ в файлах рукописей Елены Уайт от 10 августа 1911 года, в котором Елена Уайт заявила, что Роуэн будет будущим пророком Божьим.

Когда Уильям Уайт, сын Елены Уайт и секретарь Комитета наследия Е. Уайт просмотрел файлы с рукописями, он обнаружил этот документ. Однако, он имел доказательства подделки: листы были не перфорированы, как другие документы в файле, шрифт был другой, не было номера файлов на этом документе, Елена Уайт не была на острове Св. Елены, а из документа явствует обратное, и подпись была очевидной подделкой.

Тем не менее, как этот документ попал в файлы наследия Е. Уайт?

Существовал один из возможных ответов. Младший сын Уильяма Уайта, Артур Уайт, которому было 12 лет, водил группы посетителей в хранилище рукописей в Елмсхейвен, — именно там хранились все оригиналы работ Елены Уайт. Во время этого тура он вышел, потому что выключился свет. Он оставил посетителей в хранилище, а сам пошёл за фонарём. Неяркий свет освещал один из файлов с рукописями. Это был ящик, где была найдена фальшивая рукопись. Артур, проявив небрежность, внёс свой вклад в спор, который будет продолжаться ещё восемь лет. Это было ошибкой, которую он никогда не забудет. Даже в последние годы своей жизни, когда двери хранилища рукописей Елены Уайт пришлось заменить, Артур Уайт принёс кровать и спал в дверях, чтобы обеспечить сохранность файлов3.

Реформированная церковь адвентистов седьмого дня

Роуэн постепенно обрела небольшую, но верную группу последователей, которые утверждали, что она послана Богом. Но её община, по-видимому, не было убеждена в этом. Маргарет Роуэн была исключена из Южной церкви адвентистов седьмого дня в Лос-Анджелесе 15 ноября 1919 года. Её последователи организовали церковь с новым наименованием, считая её духовной мученицей. Они назвали свою церковь «Реформированная церковь адвентистов седьмого дня в Лос-Анжелесе, Калифорния», уничижительно упоминающуюся как «Роуэниты».

Теперь, как официальная организация, церковь реформистов собирала десятину. Кроме того, вопросы родословной Роуэн вынудили её сделать необычные заявления, чтобы оправдать своё пророческое призвание. В ноябре 1923 года она объявила, что окончание срока испытания произойдёт 6 февраля 1924 года, и что Христос придёт во славе 6 февраля 1925 года. Это сенсационное заявление получило широкое внимание со стороны средств массовой информации и привело в смущение адвентистов седьмого дня. Когда предсказания Роуэн не сбылись, группа её последователей начала распадаться.

Признание и заговор с целью убийства

Одним из первых сторонников Маргарет Роуэн и её крупнейшим финансовым покровителем был Берт Фуллмер, врач из Лос-Анджелеса. Вскоре после неудачного предсказания он обнаружил, что Маргарет Роуэн крадёт средства из её собственной организации. Разочаровавшись в связи с отсутствием целостности, проявившейся в таких действиях, он признался, что 12 марта 1926 года, помог вставить фальшивку в рукописи в открытый ящик в хранилище Елены Уайт.

В то время, когда врачи принимали звонки, доктору Фуллмеру позвонили поздно вечером из ближайшего мотеля, и просили об оказании медицинской помощи. Когда он вошёл в комнату, его ударили по голове куском трубы. Посетители мотеля, которые слышали шум, вызвали полицию. Когда полицейские прибыли на место происшествия, они обнаружили Роуэн с двумя заговорщиками, у которых была лопата, мешок и верёвки. Все трое скрылись с места происшествия, но были быстро задержаны.

Если Роуэн не привлекла достаточного внимания СМИ три года назад своим заявлением о конце мира, то теперь она стала центром внимания в основных газетах, рассказывающих о суде. Все трое были приговорены к тюремному заключению за «нападение с применением средств могущих принести смерть, и намерение нанести большие телесные повреждения». Прежде, чем они могли приступить к решению проведения другого суда за покушение на убийство, Фуллмер умер. Примерно через год Роуэн была освобождена из тюрьмы, избежала статуса лица временного пребывания, и исчезла из общественной жизни. Последние исследования показывают, что она провела несколько лет в штате Флорида, прежде чем вернулась в Лос-Анджелес под псевдонимом. Она, как полагают, умерла в конце 1940-х или 1950-х годов.

Чему мы научились?

В одной из самых странных историй, связанных с адвентистской Церковью мы видим, что деноминация только начала понимать, что она больше не имеет живого пророческого голоса. Разве Бог не дарует пророческий дар кому-то ещё? Вопросы подобного плана, появлялись в сознании адвентистов в конце 1910-х и начале 1920-х годов. Этот же вопрос появляется периодически, когда некоторые личности утверждали, что они являются преемниками пророческого дара Елены Уайт. Хотя каждое заявление такого плана серьёзно воспринимается Центром наследия Елены Уайт, важно, чтобы как Церковь, мы не только были открыты для возможности дальнейшего проявления пророческого дара, но также оценивали все учения согласно Священному Писанию. Как писал лорд Байрон в 1823 году, «истина более странная, чем вымысел». В паутине лжи Маргарет Роуэн пришлось сделать более драматические предсказания, и наконец, она была вынуждена предсказать сроки конца света. Многим адвентистам очень хотелось верить её пророчествам, они готовы были игнорировать несоответствия просто потому, что они хотели верить этому харизматическому лидеру.

Майкл Кэмпбелл
на момент написания статьи был пастором Южной церкви адвентистов седьмого дня Вичита в Канзасе, США

(Статья из журнала «Адвентистский мир | Апрель 2011»)


Примечания (содержимое сносок можно просматривать либо по клику на номер сноски либо во всплывающих сообщениях, для этого просто наведите курсор на номер сноски в тексте статьи):

1 Майкл Кэмпбелл, «Маргарет Матильда (Райт) Роуэн», в Энциклопедии Елены Уайт, под ред. Джерри Муна и Денис Фортин (Ревью энд Геральд, в печати).

2 Claims Disproved (Заявления опровергнуты) (1917).

3 Артур Уайт, «Ложные пророки, которых я знал» (неопубликованная рукопись).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *