Непрерывность Божественного откровения

Природа Божественного откровения

На протяжении веков исходным пунктом богословия считалось мнение, что человеческие попытки понять природу и замыслы Божьи оказываются в конечном итоге безуспешными. Очевидно, что даже «самый высокий и самый проницательный ум, самый смелый и широкий полет воображения не могут вполне постичь Бога» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 113). Между тем в эпоху Просвещения была предпринята попытка рационально объять тайну Бога, что безусловно явилось свидетельством человеческой гордыни, приведшей к безбожию и бо­гохульству, о чем ещё в первые века христианства писал Иоанн Златоуст как о «корне всех зол». Христианский богослов смиренно признает, что имеет дело с тайной, превышающей возможности его разума. Поэтому аксиомой для нас может стать утверждение отцов Церкви: «Божество непостижимо для человеческой мысли, и невозможно представить Его целиком таким, какое Оно есть».

Тем не менее идея об откровении выражает уверенность христиан в том, что нам должна быть открыта сущность Бога. Поэтому тема Божественного откровения в христианском богословии подверглась всестороннему и глубокому исследованию.

Конечно, бесконечный и транс­цендентный Бог мог бы оставаться за пределами нашего познания, но это никогда не было Его целью. Бог желает, чтобы мы Его познали, поэтому явил Себя нам. И даже когда в результате грехопадения человек утратил прежнюю способность непосредственного личного общения с Богом, Он желал продолжать открывать Свою волю жителям падшей земли, указывая им путь восстановления и возвращения в прежнее состояние.

Божественное откровение людям происходит самыми разными способами. Их можно разделить на два вида: общее откровение и специальное, или особое, откровение. Первое называется общим, поскольку «по своей природе оно доступно всему человечеству и из него можно получить только общее знание о Боге» (Д. Котрелл. Вера, переданная святым, с. 21). Такое откровение даёт «интуитивное понимание Божьего характера, получаемое посредством исследования истории, человеческих взаимоотношений, голоса совести и природы: „Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь“ (Пс. 18:2)» (В начале было Слово, с. 15).

Поскольку общее откровение не даёт достаточного знания о Боге, Создатель в Своей любви послал особое откровение через средства, имеющие чудодейственную природу: личное явление Бога, сны, видения, записанное Слово Божье и Сам Иисус Христос (см. Евр. 1:1, 2; В начале было Слово, с. 16). Одним из самых ясных и эффективных средств особого Божественного откровения стали Божьи пророки. В этой статье мы обратим внимание на проявление особого Божественного откровения и его непрерывность: через пророков, записавших его на страницах Священного Писания, и через служение пророка Церкви Остатка Эллен Уайт.

Особое Божественное откровение в Священном Писании

Священные Писания уникальны своим происхождением и источником. Они не являются созданием человека, но, как заявляют библейские писатели, вести были получены ими от Бога. Эллен Уайт справедливо заметила, что Библия называет Бога своим Автором. Поэтому эта книга вправе называться «Словом Божьим» (Евр. 4:12), «Словом Христовым» (Кол. 3:16), «Словом истины» (Иак. 1:18).

В своём вероучении Церковь адвентистов седьмого дня выражает неизменную приверженность Библии как Слову Божьему: «Священное Писание Ветхого и Нового Заветов есть Слово Божие, письменно переданное по Божественному вдохновению через святых мужей Божьих, которые произносили и писали его по побуждению Святого Духа. Посредством этого Слова Бог передал человеку необходимые для спасения знания. Библия — это безошибочное откровение Его воли. Она является мерилом характера, испытанием опыта, авторитетным изложением доктрин и достоверным сообщением о действиях Бога в истории нашего мира» (Вероучение АСД, пункт № 1, Церковное руководство АСД, с. 17).

Всё это свидетельствует о том, что «всё Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). В оригинале используется греческое слово «теопнеустос» (в Синодальной Библии оно переведено словом «богодухновенно»), которое означает буквально «то, что Бог вдохнул». То есть Бог «вдохнул» истину Своим вестникам, а они, в свою очередь, выразили её словами, записав их в текстах, вошедших в Библию. Отсюда «вдохновение есть процесс, посредством которого Бог передаёт человеку Свою вечную истину» (В начале было Слово, с. 18). Из перевода Вульгаты можно заимствовать синоним слова «вдохновение» — используемое там слово «инспирация», где это место передаётся как «omnis scriptura divinitus inspirata» — «всё Писание богодухновенно».

Библия говорит о том, что Бог вдохновляет Своих вестников. Божественное откровение было дано «святым Божиим человекам», которые были «движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:21). В свою очередь, они записали эти откровения человеческим языком, со свойственными ему ограниченностью и несовершенством, и вместе с тем данные откровения остаются свидетельством Божьим. Этот библейский взгляд разделяет и Эллен Уайт, говоря, что Библия «писалась людьми, и в разнообразии стилей её отдельных книг проглядывают характерные черты её писате­лей. Открытая истина „боговдохновенна“, но облечена в человеческие слова. Безграничный Бог посредством Святого Духа просветил ум и сердце Своих слуг. Он посылал сны и видения, символы и прообразы, и те, кому таким путём была открыта истина, уже сами облекали свои мысли в слова» (Великая борьба, v).

Апостол Павел заметил, что «духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:32). Подлинное вдохновение не стирает индивидуальности пророка, своеобразия его мышления и личности. Эту мысль далее развивает Эллен Уайт: «Библия в целом являет собой союз Божественного и человеческого, поскольку истины, данные Богом, выражены в ней человеческим языком. Подобный союз существовал и в естестве Христа, Который был Сыном Божьим и Сыном Человеческим. Таким образом, библейский текст „Слово стало плотью и обитало с нами“ (Ин. 1:14) может быть применён как к Христу, так и к Библии» (Великая борьба, vi).

Священное Писание имеет Божественный авторитет, поскольку через него говорит Бог, вдохновивший Своих вестников. Библейские писатели утверждают, что они получали свои вести непосредственно от Бога. Его слова наделяют вестников особыми полномочиями и властью. Бог давал указания пророкам как Своим вестникам говорить от Его имени словами: «Так говорит Господь» (Иез. 2:4; Ис. 7:7).

Важность и необходимость Священного Писания неоценима. В нем Бог открывает Свою волю человеку, и план спасения падшего человечества через Иисуса Христа, план его возвращения в утраченный рай. В этой связи уместна оценка Библии, данная Августином: «К нам приходят письма из государства Божьего, из которого мы изгнаны. Это Священное Писание, которое наставляет нас жить хорошо и правильно».

Церковь АСД следует реформаторскому принципу «Sola Scriptura». Об этом писала Эллен Уайт: «У Бога на земле будет народ, для которого Библия, и только Библия будет стандартом вероучения и основой всех преобразований» (Э. Уайт. Дар пророчества, т. 4, с. 413). Эллен Уайт также восклицает: «Вот какое сокровище открывается в Священном Писании. Библия — великий Божий учебник, великий наставник и учитель. Основание всей истинной науки содержится в Библии. В Слове Божьем можно найти истины, относящиеся к любой области познания. Но кроме всего этого Священное Писание несёт нам науку всех наук — науку о спасении. Библия — это неисчерпаемая сокровищница Христа» (Наглядные уроки Христа, с. 107).

Особое Божественное откровение в трудах Эллен Уайт

Видоизменив метод Своего откровения человеку после грехопадения, Бог продолжал посылать Свои вести на протяжении всей истории человечества через людей, наделённых даром пророчества. Как Бог посылал Свои вести через пророков в ветхозаветные и новозаветные времена, так Он делает это в последнее время. Его принцип всегда остаётся неизменным: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).

Некоторые христиане считают, что дар пророчества прекратился с окончанием апостольского периода Церкви. Но Библия открывает нам, что в конце истории земли дар пророчества будет ниспослан Церкви Остатка. Книга Откровение характеризует истинных верующих Церкви Остатка как «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Последующее пояснение этого выражения указывает, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

Экзегетический анализ выражения «свидетельство Иисусово», повторяющегося в текстах Откр. 12:17 и 19:10, проведённый доктором Р. Стефановичем, даёт основание утверждать, что речь идёт о «свидетельстве» Иисуса Христа во время Его земного служения, которое Он передал Своим пророкам. А те, в свою очередь, несли это свидетельство далее и обладали тем же даром пророчества.

Церковь АСД считает, что в последний период Церкви Остатка Бог проявил пророческий дар в жизни и служении сестры Эллен Уайт: «Священное Писание свидетельствует, что одним из даров Святого Духа является дар пророчества. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка, и мы верим, что он проявился в служении Эллен Уайт. Её труды обладают пророческим авторитетом, служа для Церкви к утешению, руководству, наставлению и исправлению. Эти труды со всей определённостью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт» (Вероучение АСД, пункт № 18, Церковное руководство АСД, с. 23).

В постбиблейские времена Бог продолжал посылать Свои вести через пророков. Он, как и прежде, содействует утверждению и воспитанию Церкви, защищая её от ересей и объединяя её для выполнения великой миссии. В древности были такие пророки, чьи свидетельства не вошли в канон Библии. Так и в постбиблейские времена Бог не переставал посылать Свои вести рабам Своим, пророкам. Сама Эллен Уайт считала, что её пророческое служение схоже со служением пророков, чьи свидетельства не вошли в канон Библии: «В течение долгих столетий, когда создавались Писания Ветхого и Нового Заветов, Святой Дух помимо откровений, которые должны были войти в священный канон, не переставал также просвещать и отдельные души… В Библии также упоминается и о пророках, живших в различные века, но слова которых остались незаписанными. И когда работа над составлением канона Писания была завершена, Святой Дух продолжал просвещать, предостерегать и утешать детей Божьих» (Великая борьба, viii).

Эллен Уайт была убеждена в своём пророческом призвании и определённо об этом свидетельствовала: «Я не могу заявить о себе ничего, кроме одного: что Он призвал меня ещё в юности быть Его вестницей, получать Его слово и передавать ясную и определённую весть во имя Господа Иисуса» (Избранные вести, с. 32).

Со дня своего призвания на пророческое служение в 1844 году, на протяжении 70 лет Эллен Уайт до конца своей жизни оставалась верной Божественному призванию. В течение этого времени Бог послал ей две тысячи видений и пророческих снов, содержащих вести, которые были так необходимы и своевременны для Церкви Остатка. В годы доктринального становления Церкви АСД она получала вести о библейском учении; в период формирования церковной организации её вести освещали вопросы церковного устройства и порядка; когда остро стоял вопрос состояния здоровья церковных руководителей и здорового образа жизни, она несла исцеляющие вести великого Врача души и тела. Её пророческое служение оказало поддержку церковным учреждениям, всемирной миссии Церкви АСД, а также духовную помощь верующим — через множество личных наставлений, предостережений и советов.

Пророческие труды Эллен Уайт стали великим духовным наследием и достоянием Церкви АСД. Её труды, состоящие из книг, писем, рукописей, дневников, проповедей, статей и различных заметок, в общем объёме составляют порядка ста тысяч страниц и хранятся в Центре её наследия.

На сессии Генеральной Конференции в 2015 году Церковь АСД приняла резолюцию, в которой выразила свою приверженность этому пророческому дару: «Мы выражаем глубокую благодарность Богу за пророческое руководство, проявленное в жизни и служении Эллен Уайт. Мы подтверждаем нашу убеждённость в том, что её труды боговдохновенны, христоцентричны и основаны на Библии. Их цель не заменить собой Библию, а возвысить стандарты Священного Писания и исправлять неточные толкования Писания, исходящие из предпосылок традиции, человеческого разума, личного опыта и современной культуры» (Материалы Генеральной Конференции Церкви АСД, 2015 г.).

Сестра Уайт верила и учила, что Библия является основным руководством в жизни христианина: «Рекомендую вам, дорогой читатель, Слово Божие как мерило нашей веры и жизни» (Ранние произведения, с. 78). Она пронесла эту убеждённость через всю жизнь: «Священное Писание должно быть принято как авторитетное и безошибочное откровение Его воли» (Великая борьба, vii). В своём последнем обращении к делегатам сессии Генеральной Конференции Церкви АСД, открыв Библию, она подняла её и сказала: «Братья и сестры, я рекомендую вам эту Книгу».

Всеволод Андрусяк
директор Отдела духовного наследия ЕАД

(Статья из журнала «Адвентистский вестник» №1 за 2016 год)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *