Эллен Уайт и евангелизм в городах

В работах Эллен Уайт открывается безотлагательная необходимость и миссионерское усердие в распространении Евангелия в городах. Действительно, проведя много времени в городах Северной Америки и Европы (с 1874 по 1901 годы), ее стали более глубоко волновать нужды Нью-Йорка и других больших городов1. Фактически, «ее тяготило, что Церковь пренебрегла работой в городах. Устранение этого пренебрежения станет фокусом ее служения между 1901 и 1910 годами»2. Она была так озабочена этой проблемой, что какое-то время отказывалась разговаривать с президентом Генеральной Конференции Артуром Даниэльсом, пока он не наметил решительную стратегию работы в городах3. В 1908 году Уайт писала: «Сейчас вложены средства, которые должны быть использованы для работы в неохваченных Евангелием городах Европы, Австралии и Америки и в других регионах»4.

Не единственный подход

Перспектива жизни в сельской местности и модель ведения евангельской работы из «отдаленных поселений»5 являются рекомендациями в ее работах по данному вопросу, на которых часто делается особый акцент. Согласно этой модели, миссионеры живут в сельской местности и ездят свидетельствовать в город. Но Джордж Найт отмечает, что другим утверждениям «даже, несмотря на то, что являются такими же вескими и важными, не было оказано должного внимания. Таким образом, адвентисты обычно подчеркивали только одну половину точки зрения Эллен Уайт»6.

Также известно, что Уайт поддерживала модель «нахождения в городе»: «Вокруг нас находятся большие и малые города, в которых не проводится никакой работы по спасению душ». Семьи, которые знают истину для настоящего времени, должны селиться в этих городах и деревнях, чтобы устанавливать там христианские стандарты»7.

Эти два вида рекомендаций не противоречат друг другу и далее встречаются в отношении расположения учреждений и жилья. Эллен Уайт стремилась избежать, чтобы большое количество семей без всякой на то необходимости селились в городах относительно расположения учреждений. Она не говорила об отдаленных поселениях в отношении поместных церквей8, и далее ее рекомендации по переселению в сельскую местность даны по личному и предопределенному Божественному наставлению.

Гармоничные заявления

Одно из ее самых первых заявлений по поводу перемещения из городов в сельскую местность, написанное в 1885 году, фактически иллюстрирует это: «Подобно тому, как осада Иерусалима римлянами стала для христиан из иудеев сигналом к бегству, так и принятие в нашем государстве указа об обязательном соблюдении папской субботы будет предупреждением для нас. Тогда настанет время покинуть сначала большие города, а вскоре и малые, чтобы искать себе убежище в уединенных местах среди гор»9.

Эта практическая и последовательная рекомендация также относится и к расположению учреждений, что демонстрируется использованием ею таких показательных фраз, как «пока для них существует возможность уехать» или «перед ними откроется возможность сделать так»10. В этих цитатах видны, как практическая, не догматичная позиция Эллен Уайт, так и важность личного, божественного наставления в решениях переселения в сельскую местность.

Эллен Уайт советовала верующим развивать гармоничный подход: «Бог предусмотрел, чтобы избранные, одаренные, рукоположенные служители поселялись в густонаселенных городах и руководили общественным служением. Господь хочет, чтобы члены Церкви, живущие в этих городах, использовали свои таланты, данные Богом, в работе по спасению душ»11. В другом месте она подчеркивает, что: «Члены Церкви, проживающие в городах, особенно должны проявить, со всем смирением, свои данные Богом таланты в работе с теми, кто хочет услышать весть, которая должна быть сообщена миру в это время….Когда такие работники начнут предпринимать шаги в приобретении душ для Иисуса, они обнаружат, что многие, до кого невозможно было достучаться никакими другими способами, откликнуться на разумный личный подход»12.

Уайт действительно рекомендовала проживание и строительство церковных учреждений за пределами городов, когда возможно; и ее отношение к семьям, которые не «использовали себя в качестве Божьих инструментов и уезжали из городов»13 было вполне ясным. В своих работах она критикует некоторые семьи, которые «медлили» и «не предпринимали решительных действий» по переезду14. Очевидно, градуализм, или необходимость постепенности, ее рекомендаций по переселению в сельскую местность не включал в себя игнорирование Божьих указаний переселяться, однако, пока семьи ждут Божьего водительства или сигнала, она одобряет модель ведения евангельской работы в городе «находясь в городе»: «Пока они остаются там, они должны быть активными в ведении миссионерской работы, какой бы ограниченной не была их сфера влияния… Бог благословит их мудростью и проницательностью и по-Своему и в Свое время Он сделает для них возможным переехать туда, где они не будут постоянно окружены отравляющим влиянием современной городской жизни»15.

Нет противоречий

Рекомендация Эллен Уайт не содержит противоречия между ее указаниями по поводу жизни в сельской местности и ведением евангельской работы в городе. Ее учение по данному вопросу можно подытожить следующим образом: (1) Бог лично направляет верующих в отношении «времени» переезда; (2) Он также призывает некоторых верующих поселиться в городе для ведения евангельской работы; (3) в городе появятся новые верующие благодаря ведению евангельской работы «находясь в городе» и из отдаленных поселений; (4) Бог укажет этим новым городским верующим, где им заниматься евангельской деятельностью (из отдаленных поселений или находясь в городе).

Собственный опыт Уайт в Северной Америке, Европе и Австралии — и вести, имеющиеся у нее для тех, кто принимал участие в служении в городах в ее дни16 — указывают на то, как не равнодушна она была к ведению евангельской работы в городах. «Рукоположенных служителей недостаточно для возвещения вести предостережения в больших городах. Поэтому Бог призывает не только служителей, но и врачей, медсестер, литературных евангелистов, библейских работников и других посвященных членов Церкви, обладающих различными дарованиями, знающих Слово Божье и силу Его благодати, принимать во внимание нужды городов, которых не достигла Благая Весть. Время течет быстро, а работы еще очень много. Поэтому нужно использовать все средства и мудро распорядиться имеющимися возможностями»17.

Иван Лей Уорден
заместитель директора Центра наследия Эллен Уайт

Дж. Л. Томпсон
пастор Церкви адвентистов седьмого дня в Валледжо, Калифорния.

(Статья из журнала «Адвентистский мир, январь 2014»)


Примечания (содержимое сносок можно просматривать либо по клику на номер сноски либо во всплывающих сообщениях, для этого просто наведите курсор на номер сноски в тексте статьи):

1 Эллен Уайт отмечала, что «в Большом Нью-Йорке должны работать лучшие работники» (Евангелизм, с. 384).

2 Джордж Найт, „Еще один взгляд на служение в городах”, Adventist Review, 6 декабря 2001 г.

3 Артур Уайт, „Эллен Уайт: последние годы в Элмсхевн», 1905-1915 (Washington, D.C.: Review and Herald Pub. Assn., 1982), с. 223-228.

4 Э. Уайт, Евангелизм, с. 428.

5 Там же, с. 76; Э. Уайт, Избранные вести, книга 2, с. 358.

6 Джордж Найт, „Еще один взгляд на служение в городах”, Adventist Review, 6 декабря 2001 г.

7 Э. Уайт, Христианское служение, с. 180.

8 Джордж Найт, „Еще один взгляд на служение в городах”, Adventist Review, 6 декабря 2001 г.

9 Э. Уайт, Свидетельства для Церкви, том 5, с. 464, 465.

10 Э. Уайт, „Посмотрите, какая любовь!” Review and Herald, 27 сентября 1906 г.

11 Э. Уайт, Деяния апостолов, с. 158.

12 Э. Уайт, Медицинское служение, с. 332.

13 Э. Уайт, Сельская жизнь, с. 6.

14 Там же.

15 Э. Уайт, „Посмотрите, какая любовь!” Review and Herald, 27 сентября 1906 г.

16 Стивен Хаскелл, который начал работать в Нью-Йорке в 1901 году, был одним из тех, кого Эллен Уайт особенно рекомендовала для работы в городе (см. письмо Хетти Хаскелл Э. Уайт от 29 июля 1901 г.; и письма С. Н. Хаскелла Э. Уайт от 18 июля 1901 г. и от 29 июля 1901 г.).

17 Э. Уайт, Деяния апостолов, с. 158, 159.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *