Истолкование работ Эллен Уайт

Мы верим, что Церковь адвентистов седьмого дня на основании Откровения 12:17 является Церковью Остатка и что Бог милостиво наделил эту Церковь даром пророчества, который проявился в жизни и служении Эллен Уайт. Ввиду того, что мы не различаем степени вдохновения, мы признаём, что природа вдохновения её трудов, хотя это не относится к авторитету её трудов, подобна природе вдохновения пророков Ветхого и Нового Заветов. Поэтому в истолковании её работ мы должны применять те же принципы, что и при истолковании Писания. И то и другое является вдохновенной литературой, поэтому и то и другое должно интерпретироваться согласно одним и тем же принципам.

Истолкование библейских текстов

Библейские тексты можно понимать и использовать по-разному. В субботней проповеди проповедник может объяснять, что хотел сказать библейский автор, когда он написал данный текст, и это, как вы знаете, называется «экзегезой». Однако проповедник часто использует библейский язык, не делая экзегетического анализа. Это называется гомилетическим использованием Писания. Например, в Евангелии от Марка 1:15 говорится, что Иисус проповедовал в Галилее: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие»1. Царство, о котором говорил Иисус, было царством благодати, которое наступило вместе с Его Первым пришествием, но текст этот можно также использовать и для проповеди сегодня.

Во все времена пророчества исполнялись, поэтому проповедник может призвать свою церковь покаяться и верить в Евангелие, потому что «приблизилось Царствие Божие». Однако на сегодня царствие это уже будет не царство благодати, а царство славы, которое установит Христос при Своём Втором пришествии. Первое истолкование Мк. 1:15 называется экзегезой, второе — гомилетическим использованием текста.

И то и другое правильно, но мы должны различать их, и любое учение или доктрина должны основываться на тщательной экзегезе текста, а не на гомилетическом его использовании.

Использование Писания Эллен Уайт

Эллен Уайт часто использовала Писание гомилетически2. Всё, что она говорила или писала, было буквально пропитано языком Библии. Например, в книге «Великая борьба» она писала: «Те, кто принимает учение Слова Божьего, не будут находиться в полном неведении о небесных обителях. И всё же: „Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его“ (1 Кор. 2:9). Человеческий язык не способен описать награду праведных. Она станет понятной только тем, кто увидит её. Ограниченный разум не в состоянии постичь славу Божьего рая»3.

В этом отрывке Эллен Уайт использует текст 1 Кор. 2:9, говоря о новой земле. Однако, когда мы рассматриваем этот текст в контексте, мы видим, что Павел говорит не о новой земле, а о кресте и спасении (ст. 1 Кор. 2:1-8). Эллен Уайт использовала язык этого текста применительно к новой земле, потому что о том, что там будет, тоже можно сказать: не видел того глаз и не слышало ухо, что Бог приготовил для Своего народа.

Читая книги Эллен Уайт, мы находим много других примеров того, как она использует язык библейского текста, чтобы выразить весть, которую Бог дал через неё Церкви. Тот факт, что она использует эти тексты, не означает, что она истолковывает их или объясняет то, что хотел сказать библейский автор. Видеть это различие особенно важно, когда кто-то пытается использовать её работы, как наивысший авторитет для толкования конкретного текста.

Интерпретирование работ Эллен Г. Уайт

Кроме того, понимая как Эллен Уайт использовала Писание, мы должны проявлять осторожность при истолковании и использовании её собственных трудов. В Церкви можно было бы избежать многих конфликтов и непонимания по поводу её литературных произведений, если, интерпретируя её работы, мы будем соблюдать три принципа:

1. Учитывайте время и место. В 1897 году Эллен Уайт написала для «Ревью энд Геральд» статью под названием «Библия в наших школах», в которой сказала: «Иногда нам нужны люди, знающие греческий и латинский языки. Некоторые должны изучать эти языки. Это хорошо. Но не многие и не все должны изучать их»4. Несколько лет назад студент, который готовился стать пастором в одном из наших колледжей, отказался изучать греческий язык, ссылаясь на эту цитату. Был ли он прав? Что заставило Эллен Уайт написать эти слова?

Колледж в Батл-Крик был основан в 1874 году. Несколько лет спустя там можно было получить степень бакалавра гуманитарных и естественных наук. Однако на протяжении первых десятилетий учебная программа совпадала с учебной программой государственных колледжей того времени. Это означало, что студенты, претендующие на получение степени бакалавра гуманитарных наук, должны были изучать классическую латынь и греческий по три года каждый. И читали они на этих занятиях Виргилия, Овида, Цицерона, Сенеку, Ксенофона, Демосфена, Гомера и других языческих авторов5. Более того, кроме курса по миссионерской работе, в курс обучения не было включено ни одного библейского предмета. Таким образом, в 1877–1878 годах в колледже обучалось 413 студентов, и лишь 75 из них изучали Библию6.

Многие годы Эллен Уайт настаивала на том, что Библия, а не языческие авторы должны быть в центре нашей образовательной программы. В 1896 году она писала: «Величайшая и важнейшая мудрость — знание Бога…. Библию нужно сделать основанием всего образования»7. В последующие годы ситуация начала улучшаться. В 1897 году президентом колледжа стал Е. А. Сазерленд и классическая программа была отменена. С 1898 года преподавались только греческий и латинский Нового Завета и медицинская латынь8.

Двухгодичный курс греческого языка в наших колледжах в настоящее время — результат реформ 1890-х годов. С этого времени Эллен Уайт больше никогда не критиковала изучение греческого или латинского языков. Поэтому сегодня это её заявление нельзя использовать против изучения греческого или иврита в наших учебных заведениях.

2. Изучайте непосредственный контекст. Непосредственный контекст — это то, что находится перед и после конкретного высказывания. На что ссылается Эллен Уайт в абзаце или главе, из которой взято предложение?

В книге «Наглядные уроки Христа» Эллен Уайт делает заявление, что «тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены»9. Многие христиане время от времени верят в ошибочную доктрину «однажды спасён, спасён навсегда». Эллен Уайт явно выступала против этого учения. В непосредственном контексте она писала: «Нет ничего столь чуждого Богу и столь опасного для души человека, как гордость и самоуверенность. Из всех грехов этот — самый безнадёжный и неизлечимый.

Отступничество Петра не было результатом лишь минутной слабости, но явилось следствием давнего и постепенного падения. Самоуверенность привела его к убеждению, что он уже спасён, и шаг за шагом влекла его всё ниже, пока он не отрёкся от своего Учителя. Мы никогда не можем быть вполне уверенными в себе и считать, что, находясь на земле, мы неподвластны искушениям. Тем, кто принял Спасителя, каким бы искренним ни было их обращение, никогда не следует говорить или чувствовать, что они уже спасены. Это вводит в заблуждение. Дорожить своей верой и лелеять надежду на спасение должен каждый, но даже когда мы вручаем себя Христу и знаем, что Он принимает нас, мы не избавлены от искушения»10.

Из контекста становится понятным, что она фокусируется на проблеме самоуверенности и искушений после обращения. Так как мы никогда не защищены от искушений, мы никогда не можем сказать, что не можем упасть или что мы спасены, и поэтому защищены от искушений. Но это не значит, что мы не можем, день изо дня, исполняться уверенностью в спасении (1 Ин. 5:12,13). На самом деле, она ясно говорила, что мы можем получить эту уверенность: «Мы не должны сомневаться в Его милосердии и говорить: „Я не знаю, буду ли я спасён или нет“. Живя по вере, мы должны уповать на Его обетование, ибо Он сказал: „Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю“»11.

3. Изучите более широкий контекст. Более широкий контекст относится к другим заявлениям, которые написала Эллен Уайт по какой-то конкретной теме. Чтобы проиллюстрировать этот принцип, мы рассмотрим один аспект адвентистской вести здоровья — употребление в пищу мяса. По этому поводу у неё есть весьма суровые заявления, но также и много смягчающих заявлений, которые нужно учитывать.

В 1903 году Эллен Уайт сделала, на первый взгляд, абсолютное заявление. Она писала: «Наша диета должна состоять из овощей, фруктов и зерновых. В наш желудок не должно попадать ни грамма мяса. Мясоедение — противоестественно. Мы должны обратиться к первоначальному Божьему замыслу, когда был сотворён человек»12. Любой, кто прочтёт это заявление в отрыве от контекста, придёт к выводу, что мы не должны есть мяса ни при каких обстоятельствах.

Однако если мы перелистаем всего несколько страниц этой книги назад, то найдём смягчающее заявление на ту же тему, написанное в 1890 году: «Там, где в изобилии имеются хорошее молоко и фрукты, редко можно найти какое-либо оправдание для употребления пищи животного происхождения; нет необходимости в том, чтобы лишать жизни любое из Божьих творений, для удовлетворения наших естественных потребностей. В определённых случаях болезни или истощения мясо может оказаться лучшей пищей, но нужно быть очень осторожным, чтобы есть мясо только здоровых животных. Это стало очень серьёзным вопросом — безопасно ли вообще в наше время использовать в пищу мясо? Было бы лучше никогда не есть мяса, чем есть мясо не здоровых животных. Когда мне не удавалось найти пищу, в которой я нуждалась, то иногда я съедала немного мяса; но у меня появляется всё большее к нему отвращение»13.

Смягчающие обстоятельства — случаи болезни или когда пищу нелегко достать. Она призналась, что сама, время от времени, ела мясо. Поэтому в очень уравновешенном заявлении, с которым она выступила перед делегатами Генеральной Конференции в 1909 году, она сказала: «Мы не предписываем, какую именно пищу должны есть люди, однако мы действительно говорим, что при наличии фруктов, зерновых и орехов мясные продукты перестают быть пищей, пригодной для Божьего народа Если когда-то употребление мяса и было безопасным, то сейчас это вредно. Рак, опухоли и лёгочные заболевания вызваны главным образом употреблением мясной пищи.

Мы не должны делать употребление мяса или отказ от него критерием вхождения в сообщество верующих. С другой стороны, нам необходимо хорошо подумать над тем влиянием, которое оказывают на собратьев наши единоверцы, употребляющие мясо»14.

Несомненно, мы должны стремиться к вегетарианской диете, но мы никогда не должны делать её критерием вхождения в сообщество верующих. В некоторых случаях диета, включающая мясо, может оказаться лучше всех, но это никогда не должно служить оправданием того, чтобы продолжать есть мясо, когда в этом нет никакой необходимости. «Диета с употреблением мяса — не самая питательная из диет и всё же я бы не стала говорить, что все должны отказаться от мяса. Те, у кого слабые органы пищеварения, могут часто есть мясо, когда они не могут есть овощи, фрукты или каши»15. Когда мы рассматриваем всё, что она написала по данной теме, возникает сбалансированная картина, неоценимая для каждого христианина, который серьёзно относится к своей религии, но особенно для адвентистов седьмого дня, которых Бог призвал быть Его свидетелями в эти последние дни.

4. Ищите принципы. Пророки передают Божьи истины как принцип или правила. Принципы — универсальны и применимы ко всем людям, везде и во все времена. Правила — применение принципов к конкретным ситуациям. Правила могут меняться в зависимости от ситуаций и могут отличаться в разных культурах и местах. «То, что можно сказать при одних обстоятельствах, нельзя говорить в иных случаях»16. Сразу на ум приходит один пример из работ Эллен Уайт.

В 1903 году, в то время, когда машины были доступны ещё далеко не многим, Эллен Уайт написала: «И если девочки, в свою очередь, могли бы научиться запрягать и управлять лошадью, пользоваться пилой и молотком, а также граблями и мотыгой, они были бы лучше подготовлены к чрезвычайным жизненным ситуациям»17. Принципом в этом заявлении является то, что девочки должны быть «подготовлены к чрезвычайным жизненным ситуациям». Применительно к нашему времени это могло бы означать, что девочки должны научиться водить и ухаживать за машиной.

Опыт роста Эллен Г. Уайт

Кроме этих четырёх принципов истолкования, мы должны помнить, что пророки не получали весь свет сразу. Они также переживали рост в своём понимании небесных истин. В книге пророка Даниила 8:27 пророк говорит: «Я изумлён был видением сим и не понимал его». Примерно десять лет спустя ему явился ангел Гавриил и объяснил всю важность этого видения.

Подобным образом и Эллен Уайт переживала рост в своём понимании того, что открывал ей Бог. В 1904 году она писала: «Часто мне посылаются видения, которые сначала мне не понятны, но через некоторое время они становятся ясными благодаря постоянному предъявлению тех вещей, которые я сначала не понимала, таким образом, что их смысл становится ясным и безошибочным»18.

Заключение

При истолковании вдохновенных произведений важно учитывать время и место, непосредственный и более широкий контексты. В истолковании работ Эллен Уайт нам помогут исторический и литературный контексты, чтобы мы могли безопасно лавировать между слишком буквальной и слишком удалённой от намерений автора интерпретацией и таким образом не сделали её работы бесполезными.

Герхард Пфандл
Доктор философии, сейчас на пенсии, работал помощником директора в Институте библейских исследований Силвер Спринг, Мэриленд, США

(Статья из журнала «Альфа и Омега, № 47, 2 • 2016»)


Примечания (содержимое сносок можно просматривать либо по клику на номер сноски либо во всплывающих сообщениях, для этого просто наведите курсор на номер сноски в тексте статьи):

1 Если нет других пометок, все библейские цитаты взяты из Переработанной Стандартной Версии Библии.

2 Это признано уже давно. Роберт Олсон, бывший директор поместья Эллен Г. Уайт, в 1981 году писал: «Работы Эллен Уайт по природе, в основном гомилетические и евангелистские, а не строго экзегетические». One Hundred and One Questions on the Sanctuary and Ellen White (Washington, DC: Ellen G. White Estate, 1981), 41.

3 Эллен Г. Уайт «Великая борьба» (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1950), 675.

4 Ellen G. White, Fundamentals of Christian Education (Nashville, TN: Southern Pub. Assn., 1923), 468.

5 Emmett K. Van der Vere, The Wisdom Seekers (Nashville, TN: Southern Publishing, 1972), 59.

6 Don F. Neufeld, ed., Seventh-day Adventist Encyclopedia (Washington, DC: Review and Herald Pub Assn., 1976), 47.

7 Уайт «Основы христианского воспитания», 451.

8 Neufeld, Seventh-day Adventist Encyclopedia, 47.

9 Эллен Г. Уайт «Наглядные уроки Христа» (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1941), 155.

10 Там же, 154, 155.

11 Эллен Г. Уайт «Вы примете силу» (Hagerstown, MD: Review and Herald Pub. Assn., 1995), 296.

12 Эллен Г. Уайт «Советы по питанию и продуктам» (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1976), 380.

13 Там же, 394.

14 Эллен Г. Уайт, «Свидетельства для Церкви» (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1948), 9:159.

15 Уайт «Советы по питанию и продуктам», 394, 395.

16 Уайт «Свидетельства для Церкви» 3:470.

17 Эллен Г. Уайт «Воспитание» (Mountain View, CA: Pacific Press Pub. Assn., 1952), 216, 217.

18 Эллен Г. Уайт «Избранные вести», том 3 (Washington, DC: Review and Herald Pub. Assn., 1980), 56.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *