Эллен Г. Уайт: её вклад в деятельность в Церкви адвентистов седьмого дня

Эллен Г. Уайт внесла неоценимый вклад во многие сферы деятельности Церкви адвентистов седьмого на протяжении всей её истории, но особенно в ранние годы. Ниже перечислены наиболее важные из них.

Церковная организация

В течение первых 20 лет в нашей церкви не было церковной организации, потому что Миллериты и ранние Адвентисты были против любой церковной организации. Они считали, что все организованные церкви являются частью Вавилона. Следовательно, не было оплачиваемого служения; пионеры-адвентисты трудились на разных работах, чтобы заработать на жизнь. Джеймс Уайт, например, косил траву, рубил дрова и работал на строительстве железной дороги, чтобы обеспечить свою семью. Более того, проповедовать мог всякий, кто чувствовал призвание; поэтому ересь процветала.

К тому же первые здания были в частных руках. Решение вопроса о законном праве собственности способствовало превращению церкви в официальную организацию. В 1853 году Джеймс Уайт призвал верующих организоваться, но сопротивление к формированию организации было сильным. Годом позже Эллен Уайт писала: «Господь показал, что к Евангельскому порядку относились со страхом и пренебрежением. Формализма следует избегать; но при этом порядок не следует игнорировать. На небесах существует порядок. Когда Христос был на земле, порядок царил в церкви». «…Опасность от странствующих проповедников, не призванных Богом, была показана мне…»

«Я видела, что дверь, в которую входит враг, чтобы смущать и тревожить паству, может быть закрыта. Я спросила ангела, как это сделать. Он сказал: „Церковь должна прибегнуть к Слову Божьему и утвердиться на Евангельском порядке, который ранее игнорировался и находился в пренебрежении“»1.

Ещё шесть лет прошло, прежде чем в 1860 году в Мичигане были организованы первые храмы. Спустя год сформировалась Мичиганская Конференция и в 1863 году Генеральная Конференция. В то время церковь насчитывала 3500 крещёных верующих. Сегодня общее количество членов Церкви составляет более чем 18 000 000 человек в более чем 75 000 церквях.

Издательство

В 1848 году Эллен Уайт было видение в доме Отис Николь в Дорчестере, штат Массачусетс. Когда видение закончилось, она сказала мужу: «Джеймс, у меня есть для тебя весть. Ты должен начать печатать небольшие статьи и рассылать их людям. Пусть сначала они будут маленькими; но люди будут читать их и присылать средства для печати, и это дело сразу будет успешным. С этого малого начала, как мне было показано, подобно потокам света, весть свободно распространится по всему миру»2.

«Подобно потокам света… Свободно распространится по всему миру!» Как это может быть? Иисус должен скоро придти. А их так мало! Среди них не было ни богатых людей, ни великих учёных. Мир был неверующий. Но была одна молодая женщина, которая предсказала, что издательская работа, начатая её мужем без гроша в кармане, будет расти, пока не охватит весь земной шар. Прошло более полугода, прежде чем Джеймс Уайт смог сделать первые шаги; на заёмные деньги он организовал печать одной тысячи экземпляров восьмистраничной статьи. Сегодня церковь имеет 63 издательства, которые выпускают книги и журналы более чем на 360 языках.

Здоровье и медицинская работа

Адвентисты-пионеры на протяжении первых 20 лет нашей истории были не кем иным, как реформаторами здоровья, за исключением Иосифа Бейтса. Во время Субботней Конференции в 1848 г., он и ещё несколько человек сидели, покуривая свои трубки. В том же году Эллен Уайт было показано, что табак, чай и кофе причиняют вред здоровью, но понадобилось много лет, чтобы убедить членов церкви отказаться от этих вредных веществ.

Затем 6 июня 1863 года Эллен Уайт получила 45-минутное видение о необходимости реформы здоровья: «Я увидела, что наш священный долг — уделять внимание своему здоровью и призывать других к выполнению их долга… Мы обязаны говорить, выступать против всякого рода несдержанности — неумеренности в работе, в еде, в питье… — и затем указать на великое Божественное лекарство — воду, чистую, мягкую воду для исцеления от болезней, для здоровья, для чистоты…»

«Я видела, что мы не должны хранить молчание относительно вопросов о здоровье, но должны пробудить сознание к этой теме»3.

Спустя два года, 25 декабря 1865 г., Эллен Уайт было видение в Рочестере, штат Нью-Йорк, в котором ей было показано, что церковь «должна предоставить приют всем страдающим и тем, кто желает знать, как заботится о себе, чтобы избежать болезни…»

«Наш народ должен иметь собственное учреждение, находящееся под его полным управлением, на благо тем больным и страдающим среди нас, кто хотел бы иметь здоровье и силу прославлять Бога в своих телах и душах, которые принадлежат Ему»4. В результате, год спустя, в сентябре 1866 года, в Батл-Крике был открыт Западный Институт Реформы Здоровья. Сегодня церковь АСД содержит 175 больниц и санаториев, 270 клиник и диспансеров по всему миру.

Образование

В 1872 году Эллен Уайт имела видение об истинных принципах образования. Чуть позднее она записала то, что ей было сказано, на 30 страницах. «Нам нужна школа, где те, кто только начинает служение, смогут получить образование по общим дисциплинам и где они также смогут в совершенстве изучать истины Слова Божьего для настоящего времени»5.

24 августа 1874 года Колледж в Батл-Крике открыл свои двери. Сегодня у нас более 7000 начальных и средних школ и более 100 колледжей и университетов. Адвентисты седьмого дня имеют крупнейшую в мире протестантскую систему школьного образования. Почему? Потому что пионеры адвентистского движения серьёзно отнеслись к тому, что Бог сказал им через Пророка церкви остатка.

Миссия

В первые десятилетия нашей истории адвентисты верили, что церковь выполняет Божье поручение научить все народы, проповедуя иммигрантам в Северной Америке. Урия Смит написал в 1859 году: «Мы не располагаем информацией, что Весть Третьего Ангела в настоящее время провозглашена в какой-нибудь другой стране, кроме нашей… На нашей земле живут люди практически всех наций»6. Чтобы достичь представителей этих наций, живущих в Америке, печатные материалы издавались на многих языках.

В 1864 году М. Б. Чеховский вызвался отправиться в качестве миссионера в Европу, но его просьба была отклонена. Он обратился к Адвентистам Первого дня, и они послали его в Европу, где он проповедовал трёхангельскую весть и организовывал общины адвентистов седьмого дня. Тем временем Эллен Уайт разъясняла об ответственности церкви за весь мир. В 1871 году она написала: «Многое может быть сделано с помощью печатных изданий, но ещё большее может быть достигнуто, если влияние, оказываемое трудом и образом жизни проповедников, будет соответствовать нашим публикациям…»

«Когда церкви увидят молодых людей, имеющих рвение обучаться, чтобы трудиться в городах, деревнях и селениях, которые никогда не пробуждались к истине, и миссионеров-добровольцев, готовых идти к другим народам, чтобы нести им истину, они ободрятся и укрепятся»7.

В 1874 году Эллен Уайт приснился впечатляющий сон о провозглашении миру трёхангельской вести. Во сне ей было сказано: «В настоящее время вы придерживаетесь двух ограниченных взглядов на работу. Вы пытаетесь планировать работу так, чтобы всё держать в своих руках. Вам следует иметь более широкие взгляды. Ваш свет не должен находиться под сосудом или под кроватью, но на подсвечнике, чтобы светить всем, кто в доме. Ваш дом — это весь мир…»

«…весть с силой распространится во все уголки земли, дойдёт до штата Орегон, до Европы, до Австралии, до островов, до всех наций, языков и народов».

«…ваша вера ограничена, она очень мала. Ваша концепция о работе должна быть существенно расширена»8.

В 1874 году Джон Н. Эндрюс стал первым официальным миссионером адвентистов седьмого дня. Он и его дети отправились в Швейцарию, а три года спустя семья Джона Г. Маттесон была послана в Скандинавию. К 1890 году миссионеры-адвентисты работали в 18 странах мира.

Сегодня из 238 стран мира, признанных Организацией Объединённых Наций, адвентисты седьмого дня официально присутствуют в 216.

Теология

Эллен Уайт неоднократно давала советы, которые ограждали церковь от совершения серьёзных богословских ошибок. К примеру, в 90-е годы 19 столетия и в начале двадцатого века доктор Джон Харви Келлог, директор санатория в Батл-Крике, попытался привнести в церковь учение пантеизма. В 1903 году он и его последователи: доктор Е. Дж. Ваггонер, проповедник А. Т. Джоунс и доктор Дэвид Полсон прибыли в Вашингтон на осеннее заседание Комитета Генеральной конференции, чтобы убедить его участников принять книгу Келлога «Живой Храм», которая ранее была отвергнута из-за её пантеистического содержания.

Хотя этот вопрос не был включён в повестку дня, «работа очередной сессии была отложена, и был дан один день на рассмотрение философии пантеизма».

…Весь день [делегаты] мучительно обсуждали вопрос… Около девяти часов вечера проповедник [А. Г.] Даниэльс [президент Генеральной Конференции, который выступал против книги] решил, что надо закрыть заседание, но не осмелился вынести вопрос на голосование. Люди слишком запутались и колебались, и он не хотел сделать шаг, который утвердил бы какое-либо умозаключение. Поэтому он распустил собрание, и люди разошлись по домам.

«Доктор Полсон, который решительно поддерживал доктора Келлога, присоединился к Даниэльсу по дороге домой, и они шли, продолжая обсуждение вопроса дня. Подойдя к дому, где жил Даниэльс, они ещё некоторое время стояли под фонарём и разговаривали. Наконец, доктор Полсон погрозил пальцем Даниэльсу и заявил: „Вы совершаете ошибку всей Вашей жизни. После всего этого потрясения в один из дней вы очнётесь и обнаружите себя валяющимся в пыли, и уже другой будет вести войска…“»

«Проповедник Даниэльс выпрямился, несмотря на усталость и уныние, и твёрдо ответил: „Я не верю Вашему пророчеству. В любом случае я буду лучше валяться в пыли, делая то, во что я верю всей душой, чем ходить с князьями и делать то, что моя совесть осуждает“».

«Когда они расстались, Даниэльс зашёл домой, где обнаружил…» «два сообщения от г-жи Уайт» [ожидавшие его]. «…Мало кто может себе представить, — рассказывает Даниэльс, — то рвение, с которым я читал документы, пришедшие по почте в разгар нашей дискуссии. В них было представлено самое определённое свидетельство относительно опасных ошибочных взглядов, изложенных в книге „Живой Храм“… Сообщение пришло как раз в час кризиса. Во время чтения его взгляд упал на слова: „У меня есть, что сказать нашим учителям относительно новой книги «Живой Храм». Будьте осторожны в поддержании мнений этой книги о личности Бога. Согласно тому, как Господь представляет для меня этот вопрос, эти мнения не имеют Божьего одобрения. Это сети врага, которые он приготовил для последних дней…“»

«В ночных видениях этот вопрос был ясно представлен мне перед большой аудиторией. Некто авторитетный говорил… он поднял „Живой Храм“ и сказал: „В этой книге есть утверждения, которые сам автор не понимает…“»

«В другом документе, полученном от сестры Уайт, адресованном руководителям медицинского служения… он прочитал: „После того, как вы заняли твёрдую, мудрую, осмотрительную позицию, не допускайте ни одной уступки ни по одному пункту в том, о чём Бог ясно говорит. Будьте спокойны как летний вечер; но непоколебимы как вечные холмы“»9.

«На следующее утро руководители церкви, лидеры собрались на заседание Комитета. После молитвы проповедник Даниэльс встал и рассказал братьям о полученных им двух важных сообщениях от сестры Уайт. Все жаждали услышать их. Царила глубокая тишина, пока он читал. По мере того, как высказывание за высказыванием открывало собранию ошибочность учения, изложенного в „Живом Храме“, раздавались громкие восклицания „аминь“ и лились слёзы. Именно этот момент стал переломным, и пантеизм был отвергнут».

Когда проповедник Даниэльс отправил благодарственное письмо Эллен Уайт, описав события того дня, он получил ответ, в котором она объяснила, почему отправила сообщения именно в тот момент: «Незадолго до того, как я послала свидетельства, которые, как Вы сказали, прибыли как раз вовремя, я прочитала о корабле, столкнувшимся с айсбергом в тумане… Однажды ночью мне ясно была показана эта картина. Судно двигалось в густом тумане. Вдруг наблюдатель закричал: „Впереди айсберг!“ Гигантский айсберг возвышался над кораблём. Раздался властный вскрик: „Встреться с ним!“ Не было ни минуты для колебаний. Это было время для мгновенного действия. Механик дал полный ход, и рулевой направил корабль прямо на айсберг. С треском он ударил по ледяной глыбе. Все застыли в ужасе, но айсберг развалился на множество кусков, которые с грохотом попадали на палубу. Пассажиры испытали сильный толчок при столкновении, но все остались живы. Корабль был повреждён, но не слишком серьёзно. Его оттолкнуло после удара, и он задрожал от носа до кормы, как живое существо. Затем он двинулся вперёд по своему пути».

«Да, я поняла значение этого образа. Я получила указания…»

«Вот почему вы получили свидетельства именно в тот момент. В ту ночь я бодрствовала до часу и писала так быстро, как только моя рука могла двигаться по бумаге»10.

Заключение

Господь неоднократно использовал Эллен Уайт, чтобы помочь церкви преодолеть различные кризисные моменты. Хотя она умерла в 1915 году, её сочинения продолжают направлять руководство церкви, когда оно сталкивается с новыми проблемами. Поэтому её произведения всё ещё актуальны и сегодня. «Верьте Господу, Богу вашему, — и будьте тверды; верьте пророкам Его, и будет успех вам» (2 Пар. 20:20).

Герхард Пфандл
Доктор философии, сейчас на пенсии, работал помощником директора в Институте библейских исследований Силвер Спринг, Мэриленд, США

(Статья из журнала «Альфа и Омега, № 45, 3 • 2015»)


Примечания (содержимое сносок можно просматривать либо по клику на номер сноски либо во всплывающих сообщениях, для этого просто наведите курсор на номер сноски в тексте статьи):

1 Эллен Уайт «Ранние произведения» (Вашингтон, округ Колумбия: изд. Ревью энд Геральд, 1945), 97, 100.

2 Эллен Уайт «Очерки жизни Эллен Г. Уайт» (Маунтин-Вью, штат Калифорния: изд. Пасифик Пресс, 1915), 125.

3 Эллен Уайт «Избранные вести» (Вашингтон, округ Колумбия: изд. Ревью энд Геральд, 1980), т. 3, 280.

4 Эллен Уайт «Свидетельства для Церкви» (Маунтин-Вью, штат Калифорния: изд. Пасифик Пресс, 1948), т. 1, 489-92.

5 Эллен Уайт «Основы христианского образования» (Нэшвилл, Теннесси: изд. Саутерн, 1923), 45, 46.

6 Урия Смит «Примечание редактора» Адвент Ревью энд Саббат Геральд, 3 февраля 1859, 87.

7 Уайт «Очерки жизни», 205.

8 Там же, 208, 209.

9 Артур Л. Уайт «Эллен Уайт — Первые годы в Элмшавен: 1900-1905» (Вашингтон, округ Колумбия: изд. Ревью энд Геральд, 1981), 296-298.

10 Там же, 299, 301.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *