Гимнастика Дио Льюиса и шведский массаж в оценке Елены Уайт

Вы никогда не слышали о гимнастике Дио Льюиса? Хм… я тоже не слышал до недавнего времени. Наверное потому, что я не изучал американскую историю и тем более не изучал историю физкультуры и спорта. Сегодня различные формы «фитнесса» заполняют жизнь человека, беспокоящегося о своем здоровье. Вот только… а что обо всем этом пишет Вестница Господня в Свидетельствах?

Далеко не все публикации Елены Уайт доступны на русском языке, потому многие наши соотечественники оставлены без первоначального источника истины, и вынуждены доверять тому, что им передают те, кто, казалось бы, должен знать истину. И вот сегодня многие адвентистские учреждения и поддерживающие предприятия заполонены всякого рода гимнастическими системами и комплексами упражнений на спортплощадках, которые подаются чуть ли не как неотъемлемая часть адвентистской реформы здоровья. Однако… далеко не все знают, что фраза «физические упражнения» (physical exercise) у Елены Уайт имеет совершенно другое значение — никак не то, которое мы подразумеваем сегодня под этой фразой. И почему-то об этом нам совершенно не говорят реформаторы здоровья. Может и они не знают?

Елена Уайт много писала для издававшегося Церковью АСД журнала «Реформатор здоровья» (The Health Reformer). В выпуске этого журнала от 1 июня 1873 года помещена статья Елены Уайт «Верное образование» (Proper Education). Хотелось бы процитировать парочку текстов из этой публикации, хотя она вся достойна для того, чтобы её не просто прочитать, но и тщательно исследовать для применения в жизни. Для тех, кто владеет английским языком, или хотя бы может пользоваться электронными переводчиками (памятуя, что они не всегда могут верно перевести текст в автоматическом режиме), я рекомендую уделить время этому важному исследованию. Ссылка на эту статью находится здесь.

Men and women of this age who have a large amount of earthly treasure may be estimated as wealthy. But their riches, in comparison with the paradise of wealth given the lordly Adam, are very insignificant. Yet the so-called wealthy sometimes regard it degrading for them and their children to engage in useful physical labor. Their views are not in harmony with God’s original plans. They educate their children by precept and example that physical labor is beneath their exalted station, and, in order to be gentlemen and ladies, their hands must be unemployed, so far as useful labor is concerned. They are early sent to a boarding school or a seminary to obtain book knowledge, or they pass away their time in ornamenting their persons, or in gratifying their inclination for amusements. For this education, high and noble duties are neglected. …

The impression that in order to be gentlemen and ladies the hands must be unskilled in useful employment, and delicate idleness be cultivated, is not in accordance with the Lord’s plans in the creation of man. These false notions open a wide door for temptation. …

There is enough to do in this busy world of ours. There are enough in God’s great family who need sympathy and aid. If our own work does not demand our time, there are sick to be visited, the poor to be helped and encouraged. But while hours are being idled away, there is a pressure frequently of labor close at home. Rooms may need to be put in order, garments may need repairing, and there may be a variety of little duties that some one must attend to. There may be a necessity for careful oversight of provisions, that nothing may be wasted. {HR June 1, 1873, par. 1,3,6}

Это оригинальный текст первых абзацев указанной статьи. Я обычно привожу оригинальный английский текст в случаях, когда мне приходится делать самостоятельный перевод текста, чтобы читатель мог, при необходимости, проверить верность перевода. Я представляю свой перевод в двух случаях: либо когда нет официального перевода данного текста на русский язык, либо когда официальный перевод представляет текст в искаженном виде, что, к сожалению, встречается не редко.

Мужчины и женщины нашего поколения, которые имеют большое количество земных сокровищ, могут быть оценены как богатые. Но их богатство, по сравнению с раем богатства, данным Богом Адаму, очень незначительно. Тем не менее, так называемые богатые иногда считают унизительным для них и их детей заниматься полезным физическим трудом. Их взгляды не согласуются с первоначальными планами Бога. Они обучают своих детей наставлением и примером того, что физический труд находится ниже их возвышенного положения, и, чтобы быть джентльменами и дамами, их руки должны быть безработными, если речь идет о полезном труде. Их рано отправляют в школу-интернат или семинарию для получения книжных знаний, или они тратят свое время на украшение своей персоны или на удовлетворение своей склонности к развлечениям. Ради такого образования пренебрегаются высокие и благородные обязанности. …

Представление, что для того, чтобы быть джентльменами и дамами, руки должны быть неквалифицированными в полезной работе и культивировать деликатное безделье, — не соответствует планам Господа в сотворении человека. Эти ложные представления открывают широкую дверь для искушения. …

Есть довольно много дел в нашем загруженном мире. Есть довольно много в великой Божьей семье тех, кто нуждается в сочувствии и помощи. Если наша собственная работа не требует нашего времени, есть больные, которые нуждаются в посещении, и бедные, нуждающиеся в помощи и ободрении. Но в то время как часы потрачены попусту, дома часто бывает завал работы. Комнаты, возможно, должны быть убраны, одежда может нуждаться в ремонте, и могут быть различные небольшие обязанности, которые кто-то должен выполнять. Может быть необходимость в тщательном контроле за продуктами питания, чтобы ничто не было испорчено. {Реформатор здоровья, 1 июня 1873, параграфы 1,3,6}

Как видим, с самого начала Вестница Господня говорит именно о полезном труде как о важной составляющей и образования, и здоровья, как физического, так и умственного. Да, вся статья именно об этом, но у нас сейчас нет возможности переводить её полностью. Хочется обратить внимание на конкретные вопросы, вынесенные в заголовок.

Елена Уайт часто обращалась к другим текстам, где мысль, полученная ею от Господа, уже выражена ярко и верно. Тогда она просто цитировала высказывания других. Именно это она делает и здесь, обращаясь к популярной публикации известных многим авторов:


I copy the following appropriate paragraph from “The American Woman’s Home,” by C. E. Beecher and Harriet Beecher Stowe:

“Our land is now full of motorpathic institutions, to which women are sent at a great expense to have hired operators stretch and exercise their inactive muscles. They lie for hours to have their feet twigged, their arms flexed, and all the different muscles of the body worked for them, because they are so flaccid and torpid that the powers of life do not go on. Would it not be quite as cheerful, and a less expensive process, if young girls from early life developed the muscles in sweeping, dusting, starching, ironing, and all the multiplied domestic processes which our grandmothers knew of? A woman who did all these, and diversified the intervals with spinning on the great and little wheel, did not need the gymnastics of Dio Lewis, or the Swedish movement cure, which really are a necessity now. Does it not seem poor economy to pay servants for letting our muscles grow feeble, and then to pay operators to exercise them for us? I will venture to say that our grandmothers went over, in a week, every movement that any gymnast has invented, and went over them with some productive purpose, too.”

There are many popularly-educated women who have no love for domestic labor because they have cherished thoughts that their education placed them above household employment. Young women should be educated for their important life-work with the advantages of the highest moral and physical strength, and should receive the purest cultivation.

God placed Adam and Eve in the garden to labor. They were both to unite their efforts in dressing and keeping the garden. If young women waste their time in uselessness, they are meeting with great loss. Their time should be employed in becoming rich in good works, and in this manner they are indeed cultivating the intellect for a purpose. The most essential education for youth is a knowledge of the branches of labor important for practical life. {HR June 1, 1873, par. 10-13}

Книга, из которой Елена Уайт цитирует несколько абзацев, может быть найдена на английском языке здесь. Это книга «Дом американской женщины», написанная двумя сестрами — Катериной Эстер Бичер и Гарриет Бичер Стоу, известной русскому читателю по её книге «Хижина дяди Тома». Елена Уайт дальше писала в своей статье:

Я копирую следующий соответствующий параграф из «Дома американской женщины» К. Э. Бичера и Гарриет Бичер Стоу:

«Наша земля теперь полна учреждений лечебной физкультуры, куда женщины отправляются за большие деньги, чтобы наемные операторы растягивали и тренировали их неактивные мышцы. Они часами лежат, чтобы у них выгибали ноги, выкручивали руки, и все разные мышцы тела разрабатывали для них, потому что они настолько дряблые и вялые, что жизненные силы не оставили их. Разве это не было бы столь же радостным и менее дорогостоящим процессом, если бы молодые девушки с ранних лет развивали мышцы в процессе подметания, вытирания пыли, крахмаления, глажки и всех многочисленных домашних процессов, о которых знали наши бабушки? Женщина, которая делала все это и разнообразила время вращением веретена и прялки, не нуждалась в гимнастике Дио Льюиса или в лечении шведским массажем, которое сейчас действительно необходимо. Разве это не выглядит плохой экономикой платить слугам за то, чтобы они позволили нашим мышцам стать слабыми, а затем платить операторам, которые разрабатывают их для нас? Рискну сказать, что наши бабушки за неделю прорабатывали каждое движение, которое когда-либо изобрел всякий гимнаст, и тем более сделали его также с определенной продуктивной целью.»

Есть много женщин, получивших популярное образование, которые не любят домашний труд, потому что они лелеют мысли, что их образование ставит их выше домашней работы. Молодые женщины должны быть обучены для своей важной работы всей жизни, содержащей преимущества высочайших моральных и физических сил, которые должны получать чистейшую культивацию.

Бог поместил Адама и Еву в саду для труда. Они оба должны были объединить свои усилия в украшении и содержании сада. Если молодые женщины тратят свое время на бесполезность, они несут большую потерю. Их время должно быть использовано на то, чтобы разбогатеть добрыми делами, и таким образом они действительно развивают интеллект для определенной цели. Самое важное образование для молодежи — это знание тех отраслей труда, которые важны для практической жизни. {Реформатор здоровья, 1 июня 1873, параграфы 10-13}

Здесь кажется всё предельно ясным: Елена Уайт против бесцельного размахивания руками и ногами на утренних и вечерних зарядках и против разминания мышц на сеансах массажа, но предлагает вместо всего этого заниматься полезным трудом. Практически все тексты, где она пишет о «физических упражнениях», подразумевают именно полезный труд, а не привычную для нас физкультуру. Вот только, кто об этом сегодня говорит? Сегодня, когда многие даже и не знают, что такое веретено и прялка, профессионалы от физкультуры предлагают те самые упражнения — вращение кистями рук и ступнями ног, которые, практически имитируют работу с веретеном и прялкой. Может быть нам не стоит возрождать эти старые простейшие механизмы — речь не о них, а о том, что человек должен строить свою жизнь на занятии полезным физическим трудом.

В наших санаториях сегодня преподают физзарядку. Но что мешает задействовать пациентов полезным трудом на грядках, в механических мастерских или в уборке помещений? Да, возможно это потребует более тщательного планирования процесса оздоровления, чем просто занятие лечебной гимнастикой. Но это будет именно той реформой здоровья, которую представляет Святой Дух в свидетельствах Елены Уайт.

Но в этом тексте мы встретились с некоторыми моментами, которым хотелось бы уделить большее внимание. Это «гимнастика Дио Льюиса» и «лечение шведским массажем». Недолгий поиск быстро выдал полную информацию об этом.

Доктор Дио Льюис — родоначальник американской системы физического образования в школах. Все те спортзалы и спортплощадки, уроки физкультуры и другие подобные академические занятия, которые мы имеем сегодня в школах и университетах, равно как и практика семейной и производственной гимнастики — это результат его деятельности. В 1860 году он представил свою «новую гимнастику» в Бостоне, которая действительно была прогрессивной во многих отношениях по сравнению с тем, что было существовало в этой области в то время. К сожалению, я не обнаружил практически ничего о нем на русском языке, однако на английском желающие могут познакомиться с его книгой «Новая гимнастика» как для индивидуального занятия, так и для школ и семей. Также можно найти немало публикаций о нем. Но нам интересно то, что с ним встречалась Елена Уайт и оставила нам своё впечатление об этом человеке.

Сохранилось два варианта письма, написанного Еленой Уайт сыну Эдсону и его жене Эмме из Южного Бостона 15 ноября 1871 года, из которых письмо 15, 1871 года очевидно является незавершенным черновиком, а письмо 15а — окончательным вариантом. В письме 15а Елена Уайт кратко упоминает Дио Льюиса, а в письме 15 она описывает доктора Льюиса более детально:


We visited Dio Lewis and found him an overworked man. He is liberal, open-hearted, and frank. The doctor has been overworking his brain. …. {Lt15a-1871.3}

We visited Dr. Lewis and found him as bad, yes, worse off, very much worse off, than Father. We think him near insanity. He has a house in which he has put two hundred and thirty thousand dollars and he is yet making improvements. We stepped into apparently a little bedroom, four by six, sat upon a nice sofa, and were hoisted by an elevator up four stories to Dr. Lewis’ room; and yet there w[ere] four stories above the doctor’s room. We could look all over Boston. The doctor has been engaged in business so long that he had a diseased brain. He told us frankly all about his condition. I think this statement of his case helped Father. It certainly explained things to me I had not before understood. I see that we must all be more careful of our words and actions when Father is overwhelmed with care. [Remainder missing.] {Lt15-1871.9}

Оба эти текста помещены в пятом томе Опубликованных рукописей на странице 397. Вот перевод этих текстов:

Мы посетили Дио Льюиса и обнаружили его переутомленным человеком. Он либеральный, открытый и прямой. Этот доктор переутрудил свой мозг. {Письмо 15a-1871,3}

Мы посетили доктора Льюиса и обнаружили, что он в таком же плохом состоянии, да, хуже, намного хуже, чем отец. Мы думаем, он близок к безумию. У него есть дом, в который он вложил двести тридцать тысяч долларов [если верить некоторым источникам, то в нынешнем эквиваленте это было бы почти пять миллионов долларов; прим. В.Ю.], и он еще улучшает его. Мы вошли в то, что казалось небольшой спальней, четыре на шесть, сели на хороший диван, и лифт поднял нас на четвертый этажа в комнату доктора Льюиса; но там ещё было четыре этажа над комнатой доктора. Мы могли бы осмотреть весь Бостон. Врач занимался бизнесом так долго, что у него заболел мозг. Он рассказал нам откровенно все о своем состоянии. Я думаю, что это повествование о его состоянии здоровья помогло отцу. И это также объяснило мне то, чего я раньше не понимала. Я вижу, что мы все должны быть более осторожными в своих словах и поступках, когда отец переутомлен заботой. [Остаток отсутствует.] {Письмо 15-1871.9}

Да, знакомство Елены Уайт с таким человеком, как доктор Льюис, многое говорит о самой Елене Уайт. Но мы сейчас обсуждаем другую тему. Вся забота доктора Дио Льюиса о физкультуре не смогла обеспечить ему должное здоровье и даже должную мудрость — он построил себе лифт в виде целой комнаты, когда мог бы поддерживать свое здоровье, поднимаясь по лестнице.

Но помимо гимнастики доктора Льюиса Елена Уайт также процитировала и упоминание о шведском массаже. И это также довольно интересно. Вообще, Елена Уайт несколько раз упоминала массаж, и я не могу сказать, что позитивно.

Что такое шведский массаж? Некоторые называют шведским только массаж воротниковой зоны, который производят через одежду в сидячем положении. Однако это ошибочное название. На самом деле, шведским массажем является тот классический западный массаж всего тела, при котором разминаются мышцы несколькими методиками, который противопоставлен восточному массажу, основанному на учении о меридианах тела и энергетических точках. Родоначальником шведского массажа считается врач из Дании, Иоганн Георг Мецгер (Johann Georg Mezger).

Эта публикация не завершена. Она будет дописана позже…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *