Посвящение мини-Центра наследия Эллен Уайт

3 октября 2017 года в здании офиса Кубано-Черноморской Конференции Церкви АСД состоялось посвящение Мини-центра исследования трудов Эллен Уайт в соответствии с предписаниями Рабочего курса Церкви АСД. 

Это посвящение сопровождалось выставкой, которая призвана была обратить внимание присутствовавших на духовное наследие Церкви АСД и побудить к проведению различных мероприятий в поместных общинах. Инициатором и дизайнером этой выставки была Наталья Юнак, представлявшая её посетителям.

Здесь представлены фотографии с выставки в сопровождении краткого описания.

Выставка проходила в комнате отделов, в которой также расположен и мини-центр Духовного наследия. Для этого на время выставки все отделы, расположенные в этой же комнате, вынуждены были переместиться к соседям, а доступ к их шкафчикам был закрыт развешенными картинами. Зато на двери гордо красовалась филигранная надпись: «Welcome» — Добро пожаловать! Ну и чтобы добродушно распахнутая дверь вдруг не захлопнулась случайно перед очередным посетителем, её подпирал топиарий, искусно сделанный из грецких орехов к проходившему накануне празднику жатвы. Теперь он занял своё место привратника на выставке.

Прежде всего, эта выставка была посвящена благовестию о Господе, и потому она начинается с молитвы.

Директор Отдела духовного наследия Евро-Азиатского Дивизиона и заведующий Центром исследования трудов Эллен Уайт при Заокском Адвентистском Университете Всеволод Васильевич Андрусяк провёл первую экскурсию для служителей Кубано-Черноморской конференции, говоря о значимости служения духовного наследия для современного народа Божьего.

После этого состоялась молитва посвящения мини-центра.

Сам мини-центр представляет собой книжный шкаф с компьютерным столом. В шкафу располагаются все труды Эллен Уайт на русском языке, равно как и все издания о жизни и служении Эллен Уайт, справочные издания по Духу Пророчества, а также исторические труды, освещающие историю Церкви АСД во всем мире и на территории Евро-Азиатского Дивизиона. В компьютере установлена база данных с возможностью поиска по трудам Эллен Уайт и по публикациям Пионеров Церкви АСД на русском и английском языках, фотокопии прижизненных изданий трудов Эллен Уайт и других архивных материалов.

Выставка была оформлена в приблизительном стиле того времени, насколько это было возможно сделать, собрав разные антикварные предметы быта и интерьера. Так хотелось представить себе уют рабочего кабинета Эллен Уайт, хотя смоделировать точную копию её комнаты, естественно, было не возможным.

Основу выставки составляли картины и книги. Первый стенд содержал ряд семейных фотографий, а также последовательность развития картины «Христос — Путь жизни».

Центральная фотография — это сделанный в 1865 году семейный портрет Эллен, Джеймса, двух сыновей — Эдсона и Уилли, и проживавшей вместе с ними Аделии П. Слева Эллен и Джеймс Уайт в 1868 году и справа Эдсон (старший) и Уильям (младший) в 1865 году. Вверху от центра портреты Эллен Уайт в 1875 и Джеймс Уайт в 1878 году. Вверху слева — молитва над отпечатанным тиражом журнала в доме Белден, и справа — Эллен Уайт в дорожном экипаже.

Этот триптих представляет детей четы Уайт: Старший — Генри (слева), который умер в 1863 году в возрасте 16 лет; средний — Эдсон, и младший — Уилли (справа). Эти портреты сделаны в 1862 году. У Эллен Уайт был и четвертый сын — Джон Херберт, но родившись в сентябре 1860 года он прожил всего три месяца и умер в декабре того же года.

Также интересна серия картин «Путь жизни», которая представляет развитие вероучения Церкви АСД о спасении:

Эта картина «Путь жизни от рая потерянного к раю восстановленному» была написана по заказу М.Г.Келлогга в 1873 году. На ней художник изобразил в тени креста историю грехопадения, изгнания из рая и веру в грядещего Спасителя через жертвоприношение. На переднем плане изображена Вечеря Господня, за ней — обряд крещения, и далее — узкий путь по направлению к пришествию Христа и Новому Иерусалиму. В центре внимания расположено дерево с десятью ветвями, четыре и шесть соответственно на двух сторонах, на котором подвешены списки десятисловного закона. Око Божье надзирает над всей землей.

Спустя три года, в 1876 году, Джеймс Уайт заказывает подобную картину. Она содержит практически те же элементы, с той лишь разницей, что в новой картине отсутствует змей-искуситель, в сцене крещения изображен не проповедник с девочкой, а Иоанн Креститель с Иисусом, отсутствует сцена пришествия, и отсутствует «всевидящее око» в ветвях дерева Закона Божьего. Удаление сомнительного символа с картины говорит о том внимании, которое уделялось малым деталям в проповеди Евангелия.

В 1883 году Эллен Уайт заказывает новый вариант этой картины, которая получает название — «Христос — Путь жизни». В то время, как большинство элементов прошлой картины осталось на месте, мы видим значительное изменение в акцентах. В первую очередь Христос на кресте переместился на самый первый план и занял доминирующее место во всей картине. Закон, который доминировал в прошлых версиях этой картины, отодвинулся на самый задний план и принял форму горы Синай , охваченной громами и молниями. Также путь к Новому Иерусалиму изображен несколько более тернистым, пролегающим через гору, а не через цветущую равнину. До 1888 года с вестью об оправдании верой ещё пять лет, но этой картиной Эллен Уайт уже готовит путь к принятию нового света, заключенного в принятии праведности Иисуса Христа.

В 1878 году современный Художник Эльфред Ли повторил картину Эллен Уайт в цвете, что делает её более приятной для наших глаз.

В этой серии была представлена ещё одна интересная картина, заказанная М.Г.Келлоггом в 1889 году. С левого края разворачивается история народа Божьего от грехопадения и изгнания из рая, затем убиение Авеля, жертвоприношение Молоху, поклонение истукану на поле Деир, пророческие звери из Книги Даниила и река, разделяющая картину на две части. Через реку проложен мостик, по которому лишь некоторые, отягощенные бременами, идут по направлению горы Синай, на вершине которой Моисей получает скрижали Завета, но у самого подножия они сбрасывают с себя ношу бремени и входят в воду крещения у подножия Голгофского креста. Вода, текущая из этого источника, становится той рекой, что разделяет картину, отделяя период Ветхого Завета от периода Нового Завета, но через которую надо перейти, чтобы вступить в этот Новый Завет с Господом. За Голговским крестом сцена Вечери Господней и узкий путь в гору к пришествию Христа. А тем временем в небе летают три ангела, обращающиеся к оставшимся по ту сторону реки, где есть и праздные толпы, ищущие развлечений, и группы молящихся, и звери Откровения, и промышленный город со зданием Капитолия в центре американской столицы, и грозовые тучи на горизонте, предвещающие вечную погибель. Внимательный зритель может обнаружить на картине и другие интересные детали, но мы перейдём к следующему экспонату.

Далее шла хронологическая таблица, иллюстрирующая историю Церкви АСД от начала проповеди Уильяма Миллера в 1831 году и рождения Эллен Уайт в 1827 году и до 2008 года, когда эта экспозиция была первоначально приготовлена для Центра исследования трудов Эллен Уайт в Заокском.

На полу под этой экспозицией расположился дорожный саквояж, старинная шкатулка и две машинописные книги. Эта экспозиция служила в основном для дизайна и передачи духа времени, однако в ней был небольшой секрет: внутри чемодана находился ещё один исторический артефакт, которому попросту не нашлось места на выставке — самодельный усилитель звука с эмблемой трехангельской вести, сделанный умельцем из армавирской общины, который использовался одним из пасторов для публичных выступлений.

На столике рядом с фонарем «летучей мышью» расположились две саринные книжицы карманного формата. Одна из них, самая старая книга выставки, датированное 1851 годом труд соратника Миллера — Сильвестра Блисса «Анализ священной хронологии». Это книга, при помощи которой верующие того времени сопоставляли библейские пророчества с мировой историей. Рядом находилось одно из первых изданий книги «Библейские чтения для семейного круга». Всю эту экспозицию дополнял старинный английский колокольчик, изображавший барышню с зонтиком, прижимающую к груди Библию.

Книги «Библейские чтения для семейного круга» и «Анализ священной хронологии».

Далее были представлены реальные картины, некогда украшавшие стены молитвенных домов. Две картины, написанные маслом, из наследия общины АСД города Крымска и вышитый крестиком стих из Библии, над которым пол века тому назад трудилась Лучия Юнак.

Эта экспозиция представляла образец «фланелеграфа» по жизни и служению Эллен Уайт. Также и подборка книг соответствовала той же теме — описанию жизни и служения Вестницы Господней.

За соседним столиком также расположился «фланелеграф» со сценой проповеди Эллен Уайт перед сидящими в церкви людьми. Но эта экспозиция более интересна книгами, представлявшими детскую тематику. В центре столика расположился оригинальный учебник адвентистской начальной школы позапрошлого века, составленный Джеймсом и Эллен Уайт. Рядом изданные в Заокском книги-перевёртыши с рассказами из жизни Вестницы Господней. Её любимый сторожевой пёс по имени Тиг (полное имя — Тиглат-Паласар, носивший имя грозного ассирийского царя), был представлен не только рисунком на обложке книги, но также и пластмассовой игрушкой, которую можно было взять в руки. Старое издание книги авторства внучки Эллен Уайт и пару книг на румынском языке с детскими рассказами из жизни Эллен Уайт дополнили экспозицию.

Далее у цветного портрета на стене расположились несколько цитат, а на столе — четыре солидных тома. Один из них — известная многим книга «Каждый день с Иисусом», вобравшая в себя десять популярных томов под одной обложкой. Другие три — подобное издание на английском языке, но собравшее в трех томах все 55 книг Духа Пророчества, вошедшие в Индекс трудов Эллен Уайт.

Две раскрытые книги представляли технику церковного книгоиздания в Советские годы: машинописная и фотографическая книги. А рядом — коллекция изданий книги «Путь ко Христу», включающая и зарубежные издания, поступавшие в страну сложными путями, и первое издание книги в СССР, из которого цензура выбросила почти полторы страницы «неугодных» советской власти фраз, и адаптация книги для мусульманского читателя, и даже двуязычное издание для желающих упражняться в английском языке.

Продолжала экспозицию коллекция книг «Великая борьба», включавшая в себя самое первое издание на русском языке, отпечатанное в двадцатых годах прошлого столетия в Риге, равно как и ротапринтное издание советского времени, а также издания Ростова-на-Дону, Кишинёва и Киева 1990, 1991 и 1993 годов соответственно.

Цветной портрет 72-летней Сестры Уайт занял своё постоянное место в комнате, где он останется после завершения выставки, а вот полочка с книгами, банкой с кукурузными хлопьями Келлогга и другими предметами, равно как и справа стоящий столик с подсвечником служили более декоративной цели, нежели информационной. Хотя книга 1953 года на столе представляет некоторый интерес, нося название «Литературная красота произведений Эллен Уайт».

Вот мы и прошли по кругу весь выставочный зал и вернулись к компьютерному столу.

На экране компьютера видна база данных всех трудов Эллен Уайт, включающая также полную коллекцию всех её рукописей и писем, а также включающая публикации пионеров АСД и ряд других справочных и исторических материалов. На заднем плане перечень всех книг в библиотеке мини-центра, подлинное гусиное перо в старинной чернильнице и три книги, имеющие символическое значение: «Молитва», «Обетования для последних дней», и «Ежедневный план чтения Библии и книг Духа Пророчества». Это именно то, что нужно каждому из нас сегодня!

На этом можно было бы считать выставку завершённой, но тут нам поднесли…

утренний страж на будущий год — книга Эллен Уайт «Вера, которой я живу». Новое свежее издание встретилось с машинописной книгой тридцатипятилетней давности, когда адвентисты в СССР по утрам читали эту же самую книгу.


Для того, чтобы устроить подобную выставку в своей общине, нужно лишь желание и… поиск соответствующих экспонатов у старожилов вашей Церкви. Используйте духовное наследие, переданное вам духовными родителями, помните весь путь, которым вёл вас Господь и вспоминайте наставников ваших.

Также предлагаем желающим совершить виртуальную прогулку по нашей выставке, просмотрев видео запись этой экскурсии:

 

 

Господь да благословит Вас!

 

Василий Юнак,
директор отдела Духовного наследия
Кубано-Черноморской конференции АСД

 

Фото и видео — Олег Кучуривский

Посвящение мини-Центра наследия Эллен Уайт: 3 комментария

  1. Это такой очень-очень скрупулёзный и поистине титанический труд — создать этот уникальный, прекрасный, великолепный мини-центр! Рассматриваешь и слушаешь с услаждением! Видишь, сколько усердия и любви вложено в этот труд сердца и души. Этот труд трогает до слёз! И благодать Божия трудилась не напрасно. Бог прославлен!
    Преогромнейшая благодарность Наталочке и Василию… Благословений Вам от росы небесной!

  2. Дорогие Василий и Наталья,очень приятно и интересно было увидеть вашу презентацию выставки!Большое спасибо за ваш труд!Прекрасная выставка.Жаль что нет возможности побывать на ней реально,но слава Богу что есть возможность все увидеть виртуально.Хочу подметить одну деталь:те две картины,написанные художником с текстами из библии,я их узнаю!Они из моего детства.Первое место,где эти картины висели,был молитвенный дом на Мацесте,по улице Саят -Нова 16.Они были написаны неким художником в Украине,и привезены моей мамой.Здесь еще не хватает третьей картины,основной,это большая картина с десятисловным законом Божиим.Очень интересно было бы узнать,где она находится…Эти три картины висели в зале молитвенного дома,в котором возможно побывал и ты Василий.Служение в нашем доме происходило 12 лет.Если не ошибвюсь с 1968 по 1980г.г.После объединения общин в г.Сочи,служение стало проводиться на Лысой горе 10а.Одну из картин после долгого периода я увидел в одном и уроков субботней школы.На стене комнаты,в которой ты снимал).Так вот после того как у нас не стали собираться,инвентарь разъехался по разным общинам.А как у вас оказались эти картины?Что ты знаеш ?Мне очень интересно,потому что для меня это реликвия,кусочек моего детства!

    • Рад, что получил такой отклик. Да, я был у вас в то время, когда там был молитвенный дом. Но помнить его убранство уже не могу — давно это было, да и в то время подобных картин со стихами было много — практически в каждом молитвенном доме, потому их особо не запоминали. У меня в памяти осталось несколько стихов из разных молитвенных домов, но вот сами картины вспомнить — сложно.

      Очень интересно, когда какой-то экспонат вдруг «оживает» и у него появляется хотя бы осколок вполне ощутимой истории. Может быть уточни у своих родителей, что они могут знать об этих картинах. Точно ли это те самые, или это были только похожие? Может копии, может автор общий?

      Эти две картины взяты в общине города Крымска. Когда мы их там разыскивали, то никто не мог вспомнить, что они там когда-то висели. А было это всего-то лет восемь тому назад. Так что восстановить, кто и откуда их туда привёз — у меня возможности нет. Старожилы общины их вспомнить не могут. Кстати, там же в Крымске до сих пор в пресвитерской висят Десять заповедей — так что похоже, что они пришли от вас вместе.

      Если эти картины привезены с Украины, то скорее всего их автор — Алексеев. У нас было много разных стихов его работы в разных стилях и видах. Вот это стоило бы узнать. Я попытаюсь навести справки тоже. И ты поспрашивай, если можешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *